Законодательство сегодня предоставляет образовательным учреждениям право сдавать в аренду свои помещения сторонним организациям. В связи с этим определимся с одной из важных составляющих учебного процесса — социальной. А именно с организацией общественного питания для студентов, преподавателей, обслуживающего персонала, арендаторов и т.д.
Дело в том, что эта социальная составляющая, которая следует даже впереди учебного процесса, никак не регламентирована. При увеличении государственных расходов на образование Президент России обоснованно требует эффективного и рационального использования выделяемых средств и имеющихся ресурсов.
А как на практике решается эта задача?
В Москве как передовом регионе не забывают, что общественное питание в образовательных учреждениях должно быть доступно по цене вне зависимости от их ведомственной подчиненности и формы собственности. Цена товаров регулируется Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития города. Она должна включать в себя не более 56% наценки на продукцию собственного производства и 25% — на покупную продукцию.
В данной ситуации сразу хочется затронуть вопрос экономического характера. Например, какими должны быть издержки предприятия общественного питания при таких наценках? Разумеется, оно должно быть рентабельным. А поскольку этим занимаются в основном малые предприятия, создающие рабочие места и составляющие весомую долю экономики города, они должны с уверенностью смотреть в будущее, иметь хорошую репутацию и кредитную историю. Чем это подкрепить в законном порядке?
Первое — долгосрочным договором аренды помещений для организации питания.
Второе — низкой ставкой арендной платы, а то и ее отсутствием вовсе.
Но здесь сплетен целый клубок противоречий между финансовыми интересами вузов, предпринимателями, обеспечивающими общественное питание, и регламентирующими документами Правительства России и Росимущества. Согласно регламенту договоры аренды должны быть зарегистрированы, ставка арендной платы «рассчитана в соответствии с методикой, утверждаемой Росимуществом России», то есть являться коммерческой, а сама арендная плата в абсолютном выражении должна быть перечислена на лицевой счет вуза через Казначейство. Использование денежных средств от аренды для дополнительной оплаты труда сотрудников вуза входит в противоречие с установкой ректората, студентов и Правительства Москвы о доступной цене услуг общественного питания. Это ли не поле для коррупции, о которой так много говорят?
В результате руководство вузов и ответственные лица используют государственное имущество как предмет своего «личного, маргинального права» со всеми вытекающими последствиями для себя, студентов, предпринимателей и доступности услуг общественного питания как таковых.
Ситуация усугубляется необходимостью капитального и текущего ремонта помещений общественного питания, разработкой проекта и согласования его с Роспотребнадзором, Пожнадзором (и т.д.), закупкой дорогостоящего оборудования, инвентаря, мебели и пр. Расходы сопоставимы с затратами на открытие хорошего ресторана с оригинальным интерьером и по времени занимают от шести месяцев и выше. С уровнем заданной рентабельности (а она задана, как говорилось выше) такие проекты окупаются не менее чем через пять лет.
У государства в лице вуза, его ректора и заместителей нет денег на подобные капитальные затраты, но есть задача — получать дополнительную зарплату и иметь доступное по цене и качественное питание. А у предпринимателя есть опыт, репутация, высокая квалификация, желание, кредитные организации, точный расчет, что ситуация «разруливается», но нет никаких гарантий со стороны государства и тех, кому государственное имущество дано в управление.
Договором аренды продолжительностью одиннадцать месяцев, угрозой повышать арендную ставку, игнорированием гарантий при капитальных вложениях, препятствиями в осуществлении хозяйственной деятельности, в обстановке нестабильности, неуверенности задачу доступного, качественного и здорового питания не решить! Ответ — в регламентации и согласовании действий, усилий и желания всех сторон. Здесь нет сложных проблем.
В качестве площадки для взаимодействия предлагается наш действующий договор аренды между Московским государственным текстильным университетом и нашей компанией, которая вложила большие деньги и труд в обустройство комбината питания в университете с нуля, а взамен получила игнорирование необходимых гарантий. Даже кредиторы оказались более участливы, чем заказчик социального проекта.
От редакции
К сожалению, описанная ситуация отнюдь не единична. Проблема бесправия предпринимателя, арендующего госнедвижимость, обширна и повсеместна. Касается она не только Москвы и вузов.
Представители власти разных уровней часто выражают публичную озабоченность положением малого бизнеса: чем бы ему помочь? Так вот и помогите. Начните с себя — обеспечьте для начала приемлемый уровень арендной платы, сроки действия и упрощенную регистрацию договоров аренды, соответствующие средствам, которые предприниматель вкладывает в арендованную у государства недвижимость.