Федеральным законом от 05.01.2006 № 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 7-ФЗ) Закон «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) был дополнен новой главой «Приобретение более 30 процентов акций открытого общества».
Новшества Закона об АО направлены на упорядочение процесса поглощения акционерных обществ и регламентацию процедуры вытеснения миноритарных акционеров.
Суть нововведений сводится к следующему.
Если лицо намерено приобрести более 30% голосующих акций общества с учетом акций, уже принадлежащих этому лицу или его аффилированным лицам, то такое лицо вправе направить в общество добровольное предложение о приобретении принадлежащих другим акционерам акций (добровольное предложение).
После направления предложения в акционерное общество потенциальный приобретатель ценных бумаг лишается права покупать акции на условиях, отличающихся от заявленных в предложении.
В свою очередь лицо, которое приобрело более 30% общего количества акций открытого общества с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, обязано направить акционерам публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение).
До истечения срока принятия обязательного предложения лицо, направившее его, не вправе приобретать ценные бумаги на условиях, отличных от условий обязательного предложения.
Остановимся на одном из важнейших аспектов нововведений — последствий несоблюдения правил поглощения открытого акционерного общества.
Административная ответственность
Закон № 7-ФЗ вводит административную ответственность за нарушение лицом, которое купило более 30% акций ОАО, правил их приобретения.
Согласно введенной в КоАП РФ ст. 15.28 подобное нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 25 МРОТ; на должностных лиц — от 50 до 200 МРОТ; на юридических лиц — от 500 до 5000 МРОТ.
Между тем при анализе данных положений очевидны противоречия между изменениями в КоАП РФ и Законе об АО.
Новая глава Закона об АО распространяет свое действие на приобретателя акций и его аффиллированных лиц. Например, если в реестре акционеров ОАО зарегистрировано три лица, аффиллированных между собой, скажем ООО-1, ООО-2, генеральным директором которого является единственный участник ООО-1, и ООО-3, в уставном капитале которого генеральному директору ООО-2 принадлежит 50% долей, то при расчете 30-процентного барьера учитываться будут акции, принадлежащие всем трем указанным юридическим лицам.
В ситуации, когда у ООО-1 — 10% голосующих акций ОАО, у ООО-2 — 5%, а у ООО-3 — 15%, приобретение кем-либо из указанных лиц дополнительных ценных бумаг АО без направления в соответствии с Законом № 7-ФЗ обязательного предложения является нарушением правил приобретения акций открытого акционерного общества, поскольку в рассматриваемой ситуации аффилированные между собой лица приобретут в совокупности более 30% акций ОАО.
Согласно ст. 15.28 КоАП РФ в редакции Закона № 7-ФЗ субъектом административной ответственности является лицо, которое приобрело более 30% акций с нарушением правил их приобретения.
В рассмотренной ситуации ни одно из юридических лиц не перешагнуло 30-процентного барьера, но вместе с тем они являются аффилированными лицами. Между тем приведенная формулировка статьи КоАП РФ не позволяет привлечь ни одно из них к административной ответственности.
Единственный случай, когда административная ответственность может быть применима к лицу, нарушившему порядок приобретения акций открытого акционерного общества, — приобретение данным лицом самостоятельно, без привлечения аффиллированных лиц, более 30% голосующих акций.
Обязанности владельцев акций
Помимо обязанности направлять предложения о покупке акций в определенных случаях, Закон № 7-ФЗ существенно расширил обязанности владельцев акций по раскрытию информации.
Так, согласно ст. 30 Закона «О рынке ценных бумаг» в редакции Закона № 7-ФЗ владелец обыкновенных акций не позднее чем через пять дней со дня внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) обязан раскрыть информацию о приобретении 5 и более процентов общего количества размещенных обыкновенных акций, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих ему таких акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% размещенных обыкновенных акций.
В случае если приобретение или изменение указанной доли произошло в результате размещения дополнительных обыкновенных акций, раскрытие соответствующей информации осуществляется не позднее чем через пять дней со дня, когда он узнал или должен был узнать о государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска обыкновенных акций.
Владелец обыкновенных акций раскрывает соответствующую информацию с указанием имени или наименования владельца, наименования эмитента, государственного регистрационного номера выпуска (дополнительного выпуска) акций, количества принадлежащих владельцу акций путем направления уведомления эмитенту указанных акций и в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Лицо, приобретающее в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» крупный пакет акций акционерного общества, ценные бумаги которого обращаются на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, на основании добровольного или обязательного предложения в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, обязано раскрыть:
● информацию о направлении добровольного или обязательного предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
● содержание добровольного или обязательного предложения.
Очевидно, что вышеуказанная информация необходима как федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, так и эмитенту в целях контроля за соблюдением владельцами ценных бумаг правил приобретения акций открытого акционерного общества.
Напомним, что КоАП РФ содержит положения об ответственности лиц, не соблюдающих требования по раскрытию информации.
В соответствии со ст. 15.19 КоАП РФ нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ.
Очевидно, что приведенные положения КоАП РФ не распространяются на владельцев ценных бумаг. Ответственности владельцев ценных бумаг за нарушение обязанности по раскрытию информации на рынке ценных бумаг на сегодняшний день не предусмотрено. Следовательно, под большим вопросом остается возможность контроля как ФСФР РФ, так и эмитентов за приобретением того или иного количества акций и соответственно за соблюдением владельцами ценных бумаг правил приобретения акций, установленных Законом № 7-ФЗ.
Ограничение права на участие в управлении АО
Представляется, что наиболее эффективной санкцией за нарушение порядка приобретения акций является вовсе не штраф, а лишение владельца акций той цели, к которой он стремился, приобретая их, — невозможность реализации прав, которые предоставляют данные ценные бумаги, а именно прав на участие в управлении акционерным обществом.
В соответствии с нововведениями, содержащимися в п. 6 ст. 84.2 Закона № 7-ФЗ, с момента приобретения более 30% общего количества акций ОАО и до даты направления в ОАО обязательного предложения, лицо, которое приобрело более 30% общего количества акций, и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30% акций этого общества. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, при определении кворума не учитываются.
Остается нерешенным вопрос, кто обязан контролировать количество голосов, которыми обладает лицо, владеющее на праве собственности более 30% голосующих акций общества.
Согласно п. 4 ст. 56 Закона об АО определение кворума на общем собрании акционеров находится в компетенции счетной комиссии общества. Но в обязанности счетной комиссии не входит контроль за порядком приобретения ценных бумаг общества.
Более того, неясно, откуда у счетной комиссии могут быть сведения об аффилированности акционеров, доказательства направления акционером обязательного предложения, доказательства соответствия направленного предложения требованиям действующего законодательства? Отказать в учете голосов акционера без анализа данных обстоятельств счетная комиссия не имеет права.
Ситуация становится еще более сложной, если функции счетной комиссии на собрании акционеров осуществляет регистратор. Он взаимодействует с акционерным обществом на основе договора и обладает сведениями, содержащимися в реестре акционеров. Информацией о направлении в АО тем или иным лицом добровольного или обязательного предложения, а также о соответствии последних действующему законодательству регистратор не обладает.
Таким образом, при действующих положениях законодательства об акционерных обществах проконтролировать соблюдение порядка приобретения акций открытого общества и соответственно отказать в учете голосов практически невозможно.
Последствия нарушений при совершении сделок
Необходимо отметить, что нарушение требований к порядку приобретения акций, предусмотренных Законом № 7-ФЗ, не влечет за собой возможность признания сделок с ценными бумагами недействительными.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Закон № 7-ФЗ как раз устанавливает иные последствия совершения сделок с ценными бумагами с нарушением установленного порядка:
1.В соответствии с п. 6 ст. 84.2 Закона № 7-ФЗ с момента приобретения более 30% акций ОАО и до даты направления обязательного предложения владелец ценных бумаг и его аффилированные лица имеют право голоса только 30% общего количества акций общества.
2. Согласно п. 6 ст. 84.1 Закона № 7-ФЗ в случае заключения сделок с акциями ОАО с нарушением требований к публичной оферте, заключения сделок с акциями на условиях, отличных от условий заявленного добровольного предложения, прежний владелец ценных бумаг вправе требовать от лица, направившего соответствующее предложение, возмещения причиненных убытков.
3. В соответствии с п. 6 ст. 84.3 Закона № 7-ФЗ аналогичные последствия наступают и в случае несоответствия добровольного или обязательного предложения либо договора о приобретении ценных бумаг, заключенного на основании добровольного или обязательного предложения, требованиям Закона №7-ФЗ.