Одной из главных тенденций мирового развития является формирование новых геополитических полюсов, которые будут играть ведущие роли в глобальной экономике в течение ближайших десятилетий. Россия должна занять среди них достойное место, однако для этого необходимо повышение конкурентоспособности валового национального продукта.
Благодаря постоянному росту насыщения для многих рынков характерно усиление конкуренции, и главным методом конкурентной борьбы становится повышение качества продукции. Здесь не обойтись без инновационных проектов, позволяющих воплотить новые идеи в массовый конкурентоспособный продукт. Невозможно решить задачу повышения конкурентоспособности отечественной продукции, используя идеи, технику и технологии прошлого века.
Локомотив научно-технического прогресса
Несмотря на то что крупный и средний бизнес обладает необходимыми ресурсами для успешной реализации инновационных проектов, именно малые предприятия в научно-технической сфере регистрируют львиную долю патентов и авторских прав на интеллектуальную собственность в большинстве развитых стран мира. Это можно объяснить тем, что крупные и средние компании достигают снижения издержек прежде всего благодаря эффекту экономии от масштабов производства, а не от активной инновационной деятельности.
В свою очередь, малые предприятия обязаны постоянно поддерживать свою инновационную активность, чтобы выжить в конкурентной борьбе. Они больше других мотивированы на коммерческую реализацию новых научно-технических идей и разработок, даже если это связано с высоким риском.
Однако в России вклад малых предприятий в инновации практически незаметен. По данным Торгово-промышленной палаты РФ, количество предприятий, использующих инновационные технологии, в России составляет 3%. Ситуация усугубляется тем, что законодательная база поддержки малого предпринимательства в научно-технической сфере недостаточно развита. Госкомстат России не ведет статистического учета инновационных предприятий, а государственная политика в сфере поддержки инновационного бизнеса непоследовательна и носит характер полумер.
Студенты на пути к бизнесу
Основой инновационного предпринимательства способны стать студенческие научные организации (СНО). Опыт их работы в советскую эпоху доказал высокий научно-технический потенциал проектов, задуманных и воплощенных в рамках их деятельности.
На сегодняшний день в стране существуют и ведут активную научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность сотни СНО, однако многие из них не ставят своей целью создание и реализацию инновационного продукта. Основной причиной является неопределенный правовой статус СНО, не позволяющий им как научным организациям, с одной стороны, вести коммерческую деятельность, а с другой — привлекать инвестиции на разработку и воплощение коммерческих инновационных проектов.
Многие фонды поддержки малого предпринимательства главным условием финансирования выдвигают создание разработчиками своей компании, но от СНО до реально функционирующего предприятия — не один шаг, и далеко не каждая студенческая организация знает, как успешно преодолеть этот путь, чтобы превратить инновационную идею в готовый продукт.
Но есть и положительный опыт. Ряд студенческих научных организаций сотрудничают с предприятиями на основании соответствующих соглашений по проектированию программного обеспечения, технических устройств, моделированию, опытно-конструкторским работам и т. д. В таких случаях права на интеллектуальную собственность регистрируются либо на имена участников студенческой научной организации — авторов проекта, либо на имя вуза или научных руководителей проекта, либо на имя коммерческой организации, с которой заключено соглашение о сотрудничестве.
Кроме того, СНО имеют право создавать хозяйственные товарищества и общества либо участвовать в них и определять одним из направлений их коммерческой деятельности реализацию своих инновационных проектов.
Инновационная деятельность СНО может стать мощным импульсом повышения конкурентоспособности отечественного бизнеса на внутренних и внешних рынках. Поэтому государственная поддержка студенческих научных организаций является необходимым условием создания инновационной экономики — основы развития России в ХХI веке.
Нормативно-правовая база деятельности студенческих научных организаций
● Гражданский кодекс РФ
● Федеральный закон от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в ред. от 31.12.2005)
● Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 02.02.2006)
● Закон РФ от 09.07.93 № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. от 20.07.2004)
● Патентный закон РФ от 23.09.92 № 3517-I (в ред. от 02.02.2006)
● Положение о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (утверждено Приказом Министерства науки и технологий РФ от 17.11.97 № 125)
● Положение о научной деятельности высших учебных заведений (утверждено Приказом Госкомвуза РФ от 22.06.94 № 614)
Опыт коммерциализации студенческих проектов
С 1967 года участниками СНО Чувашского государственного университета накоплен богатый опыт разработки и производства электродвигателей малой мощности. Сфера применения электродвигателей такого типа широка — от электроприводов жестких дисков компьютеров до вспомогательных двигателей транспортных средств. Поэтому данный проект СНО оказался весьма перспективным в плане коммерциализации. В настоящее время на базе лаборатории микромашин при кафедре электромеханики и технологий электротехнических производств совместно с ОАО «Элара» проведены приемочные испытания и подготовлены к серийному производству унифицированные электрические двигатели, разработанные студентами. Так, асинхронный однофазный электродвигатель типа ДАО64 защищен патентом РФ на изобретение и, по оценкам экспертов, по КПД и использованию активных материалов является одним из лучших двигателей в своем классе.