Посещая лечебные процедуры в каком-нибудь санатории, отдыхающий порой и не предполагает, какие проблемы могут возникнуть у организации, предоставившей ему путевку, с налоговыми органами. Бывает, что он уже забыл, как называется санаторий, в котором когда-то отдыхал, а споры из-за его путевки в арбитражных судах все идут.
Путевка — не товар
Налоговая инспекция решила, что реализация ООО санаторно-курортных путевок своим работникам является объектом обложения НДС.
Общество обжаловало это решение в арбитражном суде.
Суд установил, что в силу подп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ услуги санаторно-курортных оздоровительных организаций не подлежат обложению НДС.
Из буквального содержания данной нормы следует, что освобождена от обложения НДС именно услуга оздоровительной организации, оформленная путевкой.
Судом установлено, что ООО не реализовывало своим работникам путевки, а обеспечивало их санаторно-курортное лечение за счет своих средств. Путевка не является товаром, а только удостоверяет тот перечень услуг, которые оказывает санаторно-курортное учреждение.
Суд решил, что общество могло быть подвергнуто налоговым санкциям в связи с реализацией путевок только в случае, если бы в цену их реализации работникам была включена также и оплата услуги по их приобретению.
Поскольку ООО этого не делало, то и оснований для начисления НДС в спорной ситуации быть не должно.
Суд иск общества удовлетворил.
ФАС оставил это решение без изменений.
(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.01.2006 № Ф04-9830/2005(18918-А27-15))
В поисках агента
Согласно договору ООО (страховщик) поручило, а санаторий обязался оказывать восстановительное лечение лицам, застрахованным по договорам добровольного медицинского страхования.
Налоговая инспекция установила, что при определении базы по НДФЛ общество не учло оплату санаторно-курортных путевок по договорам добровольного медицинского страхования, заключенным с юридическими лицами. Налоговики решили, что ООО является налоговым агентом и должно исчислять, удерживать и уплачивать НДФЛ при оплате санаторно-курортных путевок.
Однако арбитражный суд указал, что общество не обязано уплачивать НДФЛ, поскольку доходы, полученные физическими лицами в виде страховых выплат в связи с наступлением страховых случаев, при определении налоговой базы не учитываются.
Рассмотрев кассационную жалобу налоговой, ФАС установил, что согласно подп. 3 п. 1 ст. 213 НК РФ доходы, полученные для оплаты санаторно-курортных путевок, подлежат учету при определении налоговой базы по НДФЛ.
Между тем суд не определил, кто является налоговым агентом в отношении физических лиц, чьи санаторно-курортные путевки оплачены, с кем заключены договоры и кому перечислялась оплата.
ФАС решение суда первой инстанции отменил и направил дело на новое рассмотрение.
(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.04.2005 № Ф08-1192/2005-519А)
ЕСН на компенсацию не начисляется
Налоговая инспекция решила, что выплаты муниципальным служащим администрации поселка на санаторно-курортное лечение не являются компенсационными, поэтому подлежат обложению ЕСН.
Администрация обжаловала это решение в арбитражном суде.
Суд установил, что в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лица, работающие в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.
Пунктом 3 ст. 15 Закона № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальным образованиям предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии для муниципального служащего.
В пункте 2 ст. 72 Закона Республики Коми от 29.06.98 № 25-РЗ «О местном самоуправлении в Республике Коми» установлено, что к муниципальным служащим применяется законодательство о госслужбе.
Ежегодная компенсация санаторно-курортного лечения установлена ст. 15 Закона от 25.03.96 № 12-РЗ «О государственной службе Республики Коми».
Суд решил, что выплата на санаторно-курортное лечение фактически является компенсационной, направленной на поддержание здоровья, поэтому она не облагается ЕСН, и в иске инспекции отказал.
ФАС оставил это решение без изменений.
(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.03.2006 № А29-5151/2005а)
На то оно и социальное страхование
При выполнении своих должностных обязанностей работник получил телесные повреждения по причине нарушения требований по охране труда и технике безопасности главным инженером ОАО.
За счет средств ФСС работнику была предоставлена санаторно-курортная путевка и оплата проезда к месту лечения и обратно.
ФСС, посчитав произведенные выплаты ущербом, обратился в арбитражный суд с иском к ОАО, ссылаясь на ст. 1064 и 1081 ГК РФ и Федеральный закон от 16.07.99 № 165 «Об основах обязательного социального страхования».
Суд установил, что страховые выплаты, которые произвел ФСС, не являются для него убытками, так как осуществлены в рамках деятельности страховщика, а не в результате нарушения его прав и причинения вреда.
Ссылка ФСС на подп. 8 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.99 «Об основах социального страхования» была признана несостоятельной, поскольку эта правовая норма предусматривает право страховщика обращаться с исками о защите своих прав. Какие-либо обстоятельства, указывающие на нарушение прав фонда как страховщика, в материалах дела отсутствуют.
Суд в иске ФСС отказал.
ФАС оставил это решение без изменений.
(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.04.2005 № А29-5505/2004-4э)
Нарушителю —незачет
Фонд социального страхования установил, что МОУ «Детско-юношеская спортивная школа» неправомерно выделило путевки в санаторий детям дошкольного возраста (пять лет). Кроме того, одному ребенку были выданы две путевки в один год. Номера отрывных талонов санатория не соответствуют номерам выделенных путевок, отсутствуют медицинские справки.
ФСС потребовал в арбитражном суде взыскать с учреждения 100 800 руб. Суд иск ФСС удовлетворил.
Однако апелляционный суд это решение отменил и в иске ФСС отказал, указав, что, поскольку учреждение является плательщиком ЕСН, ФСС не вправе обращаться с заявлением о взыскании с него расходов по социальному страхованию.
ФАС установил, что в соответствии с п. 26 Методических указаний, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 17.03.2004 № 24, в случае выявления расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных актов по обязательному социальному страхованию, руководитель отделения фонда принимает решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем — плательщиком ЕСН на цели обязательного социального страхования.
ФАС решил, что права на взыскание этих средств у ФСС РФ нет, и оставил постановление апелляционной инстанции без изменений.
(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.05.2006 № А33-24389/05-Ф02-2131/06-С1)
«Платежка» оплату не подтверждает
Индивидуальный предприниматель при уплате НДФЛ применил социальный налоговый вычет в сумме 10 430 руб. на оплату санаторно-курортного лечения. В качестве подтверждения вычета он представил в налоговую инспекцию платежное поручение об оплате санаторно-курортной путевки и лицензию, выданную ЗАО «Санаторий «Россия» на осуществление медицинской деятельности.
Налоговая посчитала применение вычета неправомерным, поскольку не была представлена справка об оплате медицинских услуг санаторно-курортному учреждению.
Решением арбитражного суда сумма вычета с предпринимателя была взыскана.
В кассационной жалобе он заявил, что, по его мнению, недостающая справка утверждена Приказом Минздрава РФ и МНС РФ от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256, а этот Приказ согласно ст. 4 НК РФ не относится к актам законодательства о налогах и сборах.
ФАС решил, что для подтверждения стоимости услуг на санаторно-курортное лечение необходима справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации.
Решение суда первой инстанции было оставлено без изменений, а кассационная жалоба предпринимателя — без удовлетворения.
(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.03.2005 № А19-2892/04-44-52-Ф02-858/05-С1)