Россия сотрудничает с Белоруссией

| статьи | печать

Многие российские компании с удовольствием работают с белорусскими контрагентами. Отношения между бывшими сестрами — Россией и Белоруссией — по-прежнему остаются теплыми, поэтому и взиманиеНДС по торговым операциям производится на «особых» условиях.

С 01.01.2005 взимание косвенных налогов при осуществлении торговых операций между российскими и белорусскими организациями осуществляется на основании Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 (далее — Соглашение). Оно ратифицировано Законом от 28.12.2004 № 181-ФЗ. Следует отметить, что, хотя в названии Соглашения указаны работы и услуги, нормы этого документа применимы только к товарам. Порядок взимания косвенных налогов при оказании услуг и выполнении работ должен оформляться отдельным протоколом, который будет являться неотъемлемой частью Соглашения. Об этом говорится в п. 5 Соглашения.

В основу Соглашения заложен принцип «страны назначения». Другими словами, если российский поставщик реализует товар белорусской компании, то уплачивать НДС придется покупателю. В свою очередь, российский контрагент должен подтвердить право на применение нулевой ставки налога. И наоборот, если покупателем является российская организация, то в этом случае она будет плательщиком НДС.

Порядок взимания косвенных налогов регулируется Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее — Положение). Оно является неотъемлемой частью Соглашения.

ВНИМАНИЕ!

Соглашение распространяется только на товары, страной происхождения которых в соответствии с п. 2 ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 31.11.92 являются Россия и Белоруссия. Это следует из Закона № 181-ФЗ. Если товары произведены не в России, налогообложение должно осуществляться в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ (Письмо ФНС России от I 10.10.2005 № ММ-6-03/842®).

Россия — импортер

При ввозе товара из Белоруссии у российских фирм возникает обязанность по уплате НДС. Не взимается налог в стране импортера в отношении товаров (ст. 3 Соглашения):

— перемещаемых транзитом;

— не облагаемых НДС при ввозе в Россию, то есть не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 150НКРФ;

— ввозимых из Республики Беларусь в Россию для переработки с последующим вывозом продуктов переработки с территории России.

Должна ли организация-импортер уплачивать НДС в случае, если оборудование ввозится из Республики Беларусь на территорию Особой экономической зоны, например в Калининградскую область? Да, должна, потому что перечень товаров, по которым НДС не взимается, закрытый и в него не включены товары, ввозимые на территорию Особой экономической зоны. В связи с этим это оборудование подлежит обложению НДС в порядке, установленном в Положении. Такой позиции придерживается и Минфин России (см. Письмо от 11.01.2006 № 03-04-08/07).

Если при импорте товаров из других стран НДС следует платить на таможне, то с белорусским импортом все обстоит иначе. В данной ситуации НДС перечисляется в бюджет через налоговую инспекцию. Это связано с отсутствием на границе между Россией и Белоруссией таможенного контроля.

Что касается налоговой базы, то у импортера она определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров (не позднее срока, установленного законодательством России). Об этом сказано в п. 2 разд. I Положения.

То есть как только бухгалтер оприходовал товар на счет 41 или 10, возникает налоговая база. 

А как поступить, если организация ввозит основные средства? Ответ на данный вопрос налоговики дали в Письме ФНС России от 31.05.2005 № ММ-6-03/450. Они считают, что по товарам, поставляемым из Республики Беларусь, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств и затраты на которые учитываются на счете 07 или 08, налоговая база должна определяться на дату отражения их стоимости на указанных счетах, независимо от даты их ввода в эксплуатацию в качестве основных средств.

Кроме того, не следует забывать, что в налоговую базу при исчислении НДС включается стоимость товаров, акцизы, расходы по доставке (транспортировке, погрузке, выгрузке, перегрузке, перевалке и экспедированию товаров), страховая сумма, стоимость многооборотной тары, не подлежащей возврату, стоимость упаковки (п. 2 раздела I Положения). При этом транспортировка может осуществляться как собственными силами, так и сторонними организациями. Если услуги по перевозке оказывает сторонняя организация, то налоговая база увеличивается на их стоимость без НДС, уплаченного этим организациям (Письмо ФНС России от 18.10.2005 № ММ-6-03/877).

После расчета налоговой базы по НДС организация должна представить соответствующие налоговые декларации и заплатить НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров (п. 5, 6 раздела I Положения). Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговую инспекцию по месту постановки на учет следующие документы:

— заявление о ввозе товаров;

— выписку банка (ее копию), которая подтверждает фактическую уплату налога по ввезенным товарам;

— договор (его копию), на основании которого ввозится товар;

— транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров из Белоруссии в Россию;

— товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков.

Заявление оформляется организацией-импортером в трех экземплярах, которые она представляет в налоговую инспекцию. На них проставляются отметки об уплате НДС.

СПРАВКА

Налоговые органы в Письме № ММ-6-03/842® разъяснили, что в форме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов необходимо отражать номер и дату контракта (договора) с поставщиком. Первый экземпляр налоговые инспекторы оставляют у себя, второй и третий возвращают российскому импортеру. Тот, в свою очередь, передает третий экземпляр белорусскому контрагенту. Организации из Республики Беларусь он необходим для подтверждения нулевой ставки НДС.

Суммы НДС, уплаченные по товарам, ввозимым из Белоруссии, подлежат вычету в соответствии с российским законодательством (п. 8 разд. 1 Положения). Поэтому право на вычет российская организация получает, если выполнены следующие условия:

— НДС уплачен импортером в бюджет (п. 2 ст. 171 НК РФ);

— товары ввезены на таможенную территорию РФ (п. 2 ст. 171 НК РФ и п. 1 ст. 172 НК РФ);

— товары оприходованы (п. 1 ст. 172 НК РФ);

— имеется документ, который подтверждает уплату НДС (п. 1 ст. 172 НК РФ).

В связи с тем что НДС уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия товара на учет, налоговый вычет будет отражен в декларации, которая будет представлена месяцем позже.

Может ли налогоплательщик включить в налоговые вычеты сумму НДС, уплаченную при ввозе товаров на территорию России с территории Республики Беларусь, и отразить эти вычеты в налоговой декларации по НДС за тот же налоговый период, в котором он уплачен в бюджет? Чиновники из ФНС России в Письме от 31.05.2005 № ММ-6-03/450 ответили, что не может. Если товар ввезен с территории Республики Беларусь, принят на учет и НДС уплачен, то перечисленная в бюджет сумма будет считаться фактической уплатой налога (а не переплатой) только тогда, когда она найдет отражение в налоговой декларации. Значит, НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, например в феврале, может быть включен в налоговые вычеты в декларации, представляемой за налоговый период, следующий за периодом, в котором он уплачен, то есть в декларации за март.

В этом же Письме налоговые органы обратили внимание на то, что НДС, уплаченный на территории Российской Федерации при ввозе товаров из Республики Беларусь, может быть принят к вычету при наличии задолженности перед поставщиками за приобретенный товар.

ВНИМАНИЕ!

Зачет переплаты налога на добавленную стоимость по реализованным на территории Российской Федерации товарам (КБК 182 1 03 01000 01 1000 110) в счет НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров в Россию с территории Республики Беларусь (КБК 182 1 04 01000 01 1000 110), является неправомерным. К такому выводу пришли налоговые органы в Письме ФНС России от ; 19.04.2006 № 19-4-000090®.

Россия — экспортер

Для отношений с белорусскими контрагентами установлен порядок, который изложен в разделе II Положения.

При реализации товаров, вывезенных из России в Республику Беларусь, применяется нулевая ставка НДС.

ВНИМАНИЕ!

Поставляя товар белорусскому покупателю, российская организация должна подготовить необходимые документы, которые подтверждают экспорт товаров и дают право на применение нулевой ставки.

Для обоснования применения нулевой ставки одновременно вместе с налоговой декларацией представляются следующие документы, заверенные подписью руководителя и бухгалтера (п. 2 разд. II Положения): — договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров; — выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя. Если предусмотрен расчет наличными деньгами, то налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию), подтверждающую внесение денежных сумм на счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, которые подтверждают фактическое поступление выручки от покупателя. По внешнеторговым товарообменным (бартерным) операциям представляются документы, которые подтверждают ввоз товаров, полученных по товарообменной операции, и принятие их на учет; — третий экземпляр заявления о ввозе товара с отметкой налогового органа белорусской стороны о том, что НДС полностью уплачен, или об освобождении от уплаты. В этом случае вместо таможенного органа уплату НДС организации из Республики Беларусь будет подтверждать белорусский налоговый орган. В случае если отметки на третьем экземпляре нет, то российский экспортер лишается права применять нулевую ставку НДС. В итоге получается, что российская организация находится в зависимости от своего белорусского контрагента. В свою очередь, партнер из Республики Беларусь находится в такой же ситуации. Ведь та и другая сторона может применить нулевую ставку, если на руках будет третий экземпляр заявления; — копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара; — иные документы, предусмотренные законодательством РФ. Вышеперечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 90 дней с даты отгрузки товаров в Белоруссию. Если экспортер в этот срок не уложился, то он не сможет подтвердить свое право на применение нулевой ставки. В этом случае сумма НДС подлежит уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки товаров.

ВНИМАНИЕ!

Не успев подтвердить свое право на нулевую ставку НДС, помимо налога организация заплатит пени. Если экспортер представит документы позже положенного срока (но не позднее трех лет со дня возникновения обязательств по уплате НДС), уплаченные суммы налога подлежат возврату в порядке, который установлен российским законодательством. А суммы пеней возврату не подлежат (п. 3 разд. II  Положения).

Взыскать НДС и пени налоговый орган может, если представленные экспортером сведения о перемещении товаров и уплате НДС не соответствуют информации, которая получена от белорусских налоговых органов.

СПРАВКА

При поставке товара из России белорусский покупатель должен представить в свой налоговый орган счет-фактуру российского контрагента с отметкой налогового органа Российской Федерации.

Соглашением предусмотрено, что экспортер имеет право на налоговые вычеты. Это касается НДС, уплаченного поставщикам по товарам, работам, услугам, приобретенным для производства и реализации экспортируемого товара. Эти вычеты применяются в том же порядке, который предусмотрен законодательством РФ для товаров, поставляемых из России в режиме экспорта. Следует отметить, что вычеты производятся при представлении в налоговые органы документов, которые указаны в ст. 165 НК РФ. При экспорте в Белоруссию применяются документы, указанные в Соглашении.

СПРАВКА

В случае если российская организация представила в налоговый орган налоговую декларацию по нулевой ставке НДС, в которой отражены операции по реализации товаров в Республику Беларусь, а впоследствии покупатель заявил продавцу-экспортеру о замене товаров либо об отказе от исполнения договора купли-продажи в связи с тем, что товары не соответствуют договору, экспортер должен откорректировать величину налоговой базы, представив корректирующую налоговую  декларацию. Пунктом 3 ст. 172 НК РФ установлен особый порядок принятия к вычету сумм НДС в отношении операций по реализации товаров, налогообложение которых осуществляется по нулевой налоговой ставке. С учетом этого порядка и норм Положения указанные суммы налога принимаются к вычету на основании отдельной налоговой декларации и при условии представления в налоговый орган соответствующих документов, предусмотренных п. 2 разд. II Положения, то есть документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0%. С учетом изложенного налогоплательщику при корректировке суммы налоговой базы следует одновременно уточнить и сумму налоговых вычетов, заявляемых к возмещению. Если впоследствии налогоплательщик-экспортер (продавец) поставит покупателю товары взамен ранее поставленных, которые не соответствовали договору, то налогообложение операции по реализации указанных товаров в Республику Беларусь будет производиться в порядке, предусмотренном разделом II Положения. Такова позиция ФНС, которая изложена в Письме от 15.05.2006 № ММ-6-03-490@. Эту позицию поддерживает и главное финансовое ведомство страны (Письмо Минфина России от 05.05.2006 № 03-04-15/96).