Судебный пристав-исполнитель не имеет права взыскивать с должника исполнительский сбор, если в постановлении о возбуждении исполнительного производства не указаны банковские реквизиты для перечисления сумм задолженности.
Судебный пристав-исполнитель на основании исполнительных листов по завершившемуся судебному разбирательству возбудил исполнительное производство о взыскании морального вреда. В соответствующем постановлении он установил двухдневный срок (со дня его получения) для добровольного исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе.
Должник постановление получил, но исполнить требование в срок не успел.
Пристав вынес новое постановление — о взыскании с должника исполнительского сбора.
Обычная история, если бы не один момент: должник просто не мог исполнить свои обязательства, поскольку в постановлении не были отражены... банковские реквизиты, по которым следовало перечислять сумму задолженности.
Должник обратился в суд с требованием признать действия пристава незаконными.
В суде приставы заявили, что реквизиты депозитного счета отдела судебных приставов имеют статус общедоступного характера и не являются закрытой информацией, и, сославшись на п. 2 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», утверждали, что их указание в постановлениях о возбуждении исполнительного производства не обязательно.
Суд посчитал иначе.
Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 30.07.2001 № 13-П исполнительский сбор относится к санкции штрафного характера, вследствие чего на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, согласно п. 7 этого постановления правоприменитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний Закона об исполнительном производстве.
Приложением № 5 к приказу ФССП России от 30.01.2008 № 26 утверждена форма постановления о возбуждении исполнительного производства. В ней предусмотрено обязательное указание банковских реквизитов и счета, на который должник обязан перечислить сумму задолженности. В результате суд пришел к выводу, что их указание в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязательно.
Поскольку реквизиты в спорном постановлении указаны не были, у должника отсутствовала возможность своевременно погасить задолженность.
Должник уплатил сумму долга на следующий день после окончания срока добровольного исполнения. На основании этого суд решил, что должник не уклонялся от исполнения обязательств. Более того, он попытался выяснить соответствующие реквизиты и обратился в подразделение судебных приставов с просьбой выдать требуемые реквизиты. Но судебный пристав-исполнитель отказал. Этот факт подтверждается объяснительной бухгалтера организации-должника (постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.07.2010 № Ф03-4229/2010 по делу № А51-21175/2009).
К сведению
Согласно п. 2 ст. 112 Федерального закона 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем при нарушении должником срока для добровольного исполнения обязательства, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере 7% подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.