В условиях Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза у участников ВЭД возникает множество различных вопросов. На наиболее актуальные из них ФТС России ответила на своем сайте.
Предполагается ли унификация ставок НДС государств —членов Таможенного союза?
В ближайшее время унификация ставок НДС государств — членов Таможенного союза не предполагается.
Будут ли во взаимной торговле государств — членов Таможенного союза применяться сертификаты о происхождении товаров и если будут, то по какой форме они будут оформляться?
Решением Межгоссовета ЕвразЭС от 06.10.2007 № 1 предусмотрены мероприятия по принятию порядка оформления и выдачи Единого сертификата происхождения товара из Таможенного союза, который будет являться документом, подтверждающим происхождение товара из Таможенного союза, а также мероприятия по признанию Единого сертификата происхождения товара из Таможенного союза таможенными службами иностранных государств.
Могут ли субъекты хозяйствования из государств —членов Таможенного союза влиять на изменение ставок ввозных таможенных пошлин и если могут, то каким образом они должны действовать, куда обращаться?
В соответствии с решением Межгоссовета ЕвразЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 15 предложения, касающиеся введения, применения, изменения или прекращения действия мер регулирования внешней торговли товарами в отношении государств, не входящих в Таможенный союз, в рамках переданных Комиссией Таможенного союза полномочий представляются в Секретариат Комиссии Таможенного союза уполномоченным органом государственной власти, который определен каждым из государств — членов Таможенного союза для взаимодействия с Комитетом по вопросам регулирования внешней торговли. Предложение по мерам регулирования внешней торговли сопровождается справочными материалами, содержащими обоснование необходимости принятия решения Комиссии Таможенного союза.
Для рассмотрения вопроса об изменении ставок ввозных таможенных пошлин Комиссией Таможенного союза со стороны Российской Федерации необходимо принятие положительного решения Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Для рассмотрения вопроса на данной комиссии субъекту хозяйствования необходимо направить предложения с обосновывающими материалами в подкомиссию по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.
В рамках Таможенного союза предусмотрено применение понятия «товар Таможенного союза» наряду с понятием «товар государства — члена Таможенного союза», в чем отличие?
Отличие понятия «товар Таможенного союза» от понятия «товар государства — члена Таможенного союза» заключается в форме сертификата, выдаваемого Торгово-промышленной палатой.
Какова судьба Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации? Как предполагается обеспечить ее дальнейшую реализацию в рамках Таможенного союза?
Создание Таможенного союза не означает приостановления или переосмысления реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Утвержден перечень таможенно-логистических терминалов (далее — ТЛТ) и четко определено понятие ТЛТ. Стопроцентного переноса оформления на границу не будет. Предполагается создание специальных центров по оформлению, которые будут располагаться внутри страны. В этой связи возрастает роль передовых технологий, таких как интернет-декларирование, предварительное информирование и предварительное декларирование, а также производных от этих технологий — удаленный выпуск и разделенный выпуск.
В настоящее время вопрос перемещения таможенного оформления на границу Таможенного союза не рассматривается. После вступления в силу ТК ТС участники ВЭД будут продолжать таможенное оформление на российской территории, как определено в переходных положениях ТК ТС.
Будет ли в рамках Таможенного союза создан единый судебный орган по рассмотрению хозяйственных споров на всей территории Таможенного союза (за исключением Экономического суда СНГ)?
Обеспечение единообразного применения государствами — членами Таможенного союза действующих в его рамках международных договоров и принимаемых его органами решений будет осуществлять единый судебный орган — Суд ЕвразЭС, который будет также рассматривать споры между государствами — членами Таможенного союза, а также спор между государством — членом Таможенного союза и Комиссией Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза.
В настоящее время функции Суда ЕвразЭС выполняет Экономический Суд СНГ. Для того чтобы Суд ЕвразЭС мог реализовать свои функции, разрабатывается новый статус суда. Согласно проекту данного статуса хозяйствующие субъекты не могут обращаться в Суд ЕвразЭС по вопросам обжалования действий органов Таможенного союза.
Для осуществления общественного контроля за деятельностью Комиссии Таможенного союза создан Экспертный совет в рамках Таможенного союза, который будет действовать при высшем органе Таможенного союза. В его компетенцию входит рассмотрение заявлений юридических и физических лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, государств — членов Таможенного союза по вопросу соответствия решений Комиссии Таможенного союза, имеющих обязательный характер, договорно-правовой базе Таможенного союза. В состав Экспертного совета будут входить представители государств — членов Таможенного союза (не менее пяти человек от каждого государства), обладающие необходимыми специальными знаниями и опытом в области права, международной торговли, в других областях, имеющих отношение к разрешению споров.
Остается ли солидарная ответственность по уплате таможенных платежей декларанта и таможенного представителя?
Солидарная ответственность по уплате таможенных платежей у декларанта и таможенного представителя в Российской Федерации продолжит действовать. В ТК ТС установлен переходный период в один год, в течение которого и Республика Беларусь, и Республика Казахстан введут такую же солидарную ответственность брокера и декларанта.
Каким документом будут регламентироваться в рамках Таможенного союза ставки таможенных сборов за таможенное оформление?
В соответствии с п. 2 ст. 72 ТК ТС виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств — членов Таможенного союза. В соответствии с проектом федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Можно ли будет осуществлять на Балтийской таможне таможенную очистку товаров, направляемых в Казахстан из третьих стран через Балтийский порт в Санкт-Петербурге?
Статьей 368 ТК ТС определено, что до вступления в силу международного договора государств — членов Таможенного союза, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на таможенной территории Таможенного союза, декларация на товары подается таможенному органу государства — члена Таможенного союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров, за исключением случаев, когда дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства и международные организации государств — членов Таможенного союза подают декларацию на товары таможенному органу государства — члена Таможенного союза, на территории которого они находятся.
Таможенное оформление товаров, получателями которых являются резиденты Республики Беларусь или Республики Казахстан, в Балтийской таможни невозможно, за исключением случаев подачи таможенной декларации на товары дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами и международными организациями государств — членов Таможенного союза таможенному органу государства — члена Таможенного союза, на территории которого они находятся.
После 1 июля 2010 г. при экспорте продукции в страны Таможенного союза необходимо ли будет регистрировать документы в валютных отделах банков и нужно ли будет оформлять паспорт сделки? В соответствии с какими нормативными документами планируется осуществление валютного контроля в рамках Таможенного союза?
Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Таким образом, данный федеральный закон регулирует валютные правоотношения в Российской Федерации, при этом никаких исключений в отношении Республики Беларусь и Республики Казахстан не предусмотрено. В соответствии со ст. 19 Закона № 173-ФЗ у резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности, в том числе с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, возникает обязанность по зачислению на свои банковские счета наличной валюты, причитающейся за переданные нерезиденту товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, а также по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российскую Федерацию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги. Таким образом, осуществление валютного контроля в рамках Таможенного союза будет осуществляться в соответствии с Законом № 173-ФЗ и действующими в настоящее время нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
В соответствии с информацией Банка России внесение изменений в Инструкцию Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» в части исключения требования об оформлении паспорта сделки при совершении внешнеторговых сделок, связанных с вывозом товаров в Республику Беларусь и Республику Казахстан и ввозом товаров из этих республик.
Планом мероприятий по оптимизации процедур в сфере таможенного администрирования и валютного контроля, связанных с экспортом и временным вывозом высокотехнологичной продукции, одобренным протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 21.04.2010 № 100, предусмотрено внесение изменений в нормативные правовые акты Банка России в части увеличения суммы договора, с которой у резидентов возникает обязанность по оформлению паспорта сделки, до 20 000 долл. США в эквиваленте, а также увеличения сроков представления справки о валютных операциях при списании денежных средств с транзитного валютного счета до 15 дней.
ТК ТС предусматривает возможность продления выпуска товара до десяти дней. Будет ли установлен закрытый перечень случаев, когда начальник таможенного органа может продлить срок?
ТК ТС определено, что сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не могут превышать десяти рабочих дней. К определенным категория товаров, указанным в п. 1 ст. 196 ТК ТС, выпуск должен быть завершен таможенным органом не позднее 4 (четырех) часов с момента регистрации декларации на товары, при этом указанные сроки включают время проведения таможенного контроля.
Нужен ли при экспорте в Казахстан фитосанитарный сертификат на тару?
Представления документов в таможенные органы не требуется. Таможенные органы проверяют только штампы и печати на товаросопроводительных документах (ТТН, СМR).