По оценке журнала «Бюллетень кинопрокатчика», июль 2010 г. оказался одним из самых прибыльных месяцев за всю историю кинопроката СНГ. Аномальная жара и смог от лесных пожаров, окутавший ряд регионов России, погнали граждан в кинотеатры с кондиционерами. Было продано 16,24 млн билетов. Этот показатель выше подавляющего большинства месячных значений за последние два года. В прошлом июле тоже было продано рекордное количество кинобилетов — 16,23 млн, но тогда стартовали долгожданные российскими интеллектуалами фильмы «Гарри Поттер и Принц-полукровка» и «Ледниковый период — 3: Эра динозавров». На этот раз главный критерий выбора кино был такой: чтобы подлиннее.
По оценке экспертов, число посетителей кинотеатров в июле 2010 г., как и в июле 2009 г., в первую очередь увеличилось благодаря репертуару. «На широкие экраны за четыре уик-энда вышло восемь голливудских блокбастеров. Три из них в формате 3D. Такой плотности американских релизов с высоким кассовым потенциалом для разных целевых аудиторий в кинопрокате СНГ еще не было», — пояснил корреспонденту «ЭЖ» Николай Ларионов, аналитик журнала «Бюллетень кинопрокатчика». По словам специалиста, жаркая погода обычно негативно сказывается на выручке кинотеатров: жители предпочитают выезжать за город. Но в этом году в центральной части России аномально высокие температуры сохранялись так долго, что часть зрителей спасалась от жары в прохладных кинозалах. В то же время в период повышенного содержания углекислого газа в воздухе число зрителей или оставалось на прежнем уровне, или уменьшалось на 20—30%.
Впрочем, по прогнозам Н. Ларионова, в августе, несмотря на жаркую погоду и смог, посещаемость останется в лучшем случае на уровне прошлого года, что в два раза меньше посещаемости июля 2010 г. Основная причина — репертуар последнего летнего месяца значительно слабее июля. «Август традиционно считается месяцем отпусков. Также вторая половина последнего месяца лета пройдет, как обычно, в свете подготовки школьников и их родителей к началу учебного года. Эти факторы едва ли положительно скажутся на посещаемости кинотеатров», — заключил аналитик.
Отечественные фильмы уступили иностранным
Рост посещаемости кинотеатров наблюдался в 1-м полугодии 2010 г. По данным исследовательской компании Movie Research, за шесть месяцев общие кассовые сборы российских кинотеатров составили 15754,7 млн руб., что на 29% больше, чем за аналогичный период прошлого года. За это время на экраны вышло 154 новых фильма (28 отечественного производства), которые посмотрели 86 млн человек. Это на 25% больше, чем в первые шесть месяцев прошлого года.
Одной из наиболее ярких тенденций отечественного кинопроката в 1-м полугодии 2010 г. стал спад зрительского интереса к отечественному кино. Об этом свидетельствует резкое падение общей доли сборов отечественных фильмов с 31 до 20% на фоне незначительного снижения числа российских релизов. Так, если лидерами первых шести месяцев прошлого года были российские картины, то в этом году наши премьеры не вошли даже в пятерку самых кассовых релизов.
Еще одна тенденция, наблюдаемая в первой половине 2010 г., — рост средней цены на билет по отношению к среднегодовому показателю за 2009 г. (с 168,8 до 183 руб.). В течение полугода произошло три резких всплеска стоимости билетов, связанные с выходом более дорогих с точки зрения показа 3D-фильмов.
Кинотеатры переходят на цифровые технологии
К слову сказать, проблема перехода к цифровой кинопроекции, позволяющей показывать фильмы в формате Digital 3D, наиболее актуальна для российских кинотеатров весной — летом 2010 г. Как показал опрос компании «НеваФильм Research», у 69% кинотеатров на повестке дня — установка цифрового оборудования.
По данным на 31 декабря 2009 г., в России насчитывалось 2102 современных кинозала в 792 кинотеатрах. При этом число цифровых кинозалов достигло 353, из них 351 имеет возможность показывать 3D-фильмы. Таким образом, цифровые залы действуют в 273 кинотеатрах 102 российских городов.
Большинство цифровых кинозалов в России принадлежит федеральным сетям (40%), на долю независимых кинотеатров приходится 36% цифровых экранов. Настороженно к внедрению новой технологии кинопроекции относятся региональные сети: их доля на цифровом рынке кинопоказа не достигает и 10%.
Годовой рост рынка цифрового кинопоказа в 2009 г. составил 288%. По прогнозам аналитиков «НеваФильм Research», благодаря обилию трехмерных фильмов в 2010 г. доля цифровых экранов может достичь 25% современных кинозалов России.
К сведениюВ кризис любителей кино стало больше
Согласно данным аналитического доклада «Российская киноиндустрия — 2009», подготовленного для обсуждения на конференц-форуме кинематографической общественности, число посещений кинотеатров за девять месяцев 2009 г. достигло 106,3 млн человек, что на 16% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По оценке аналитиков, рост посещаемости кинотеатров связан с тем, что кино является относительно доступным типом досуга для населения.
Несмотря на увеличение числа зрителей, в 2009 г. благодаря влиянию кризиса наблюдалось снижение темпов строительства новых кинотеатров, а также закрытие ряда кинотеатров, в том числе крупными сетевыми операторами, из-за низкой рентабельности. По данным компании «НеваФильм Research», за 1-е полугодие 2009 г. закрылось такое же количество залов и кинотеатров, как в среднем за год в период с 2004 по 2008 г. Таким образом, темп роста количества кинотеатров достиг своего минимального значения за период возрождения отечественного кинопоказа в современном формате: количество кинотеатров увеличится к концу года всего на 5%, кинозалов — на 10%.
Напомним, что новая эра отечественного кино началась в 1996 г. с открытием в Москве первого современного кинотеатра. Этап повторного взросления она прошла всего за 13 лет. За эти годы в России открыто более 2000 современных кинозалов.