С наступлением экономического кризиса состояние конкуренции в России ухудшилось, пожаловался вице-премьер Игорь Шувалов президенту страны на встрече в Кремле. Дмитрий Медведев согласился с этим, отметив, что высокомонополизированные рынки формируются в регионах с высокой концентрацией капитала, например в Москве. Независимые же эксперты считают, что причиной монополизма в России является концентрация чиновников.
До начала кризиса конкурентная среда в России пусть медленно, но улучшалась. Второй антимонопольный пакет внес поправки в Закон о защите конкуренции, Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, которые позволили ФАС активизировать работу.
Антимонопольная служба получила право инициировать уголовные дела за картельные сговоры крупных компаний. Правда, на скамью подсудимых, даже для острастки, до сих пор никого не отправила.
На протяжении последних лет российская антимонопольная служба в международном рейтинге Всемирного банка входила в так называемую группу хорошистов (с 19-й до 29-й позиции). Эксперты ВБ признавали ФАС достаточно квалифицированной службой, выполняющей свои полномочия вполне эффективно.
Тем не менее после начала кризиса качество конкурентной среды в России значительно снизилось. По оценке аналитиков ВБ, к прежнему, прямо скажем, не самому высокому уровню конкуренции наша страна способна вернуться приблизительно через год-полтора.
Озабоченность состоянием конкуренции прозвучала и на встрече премьера Владимира Путина с руководителем ФАС России Игорем Артемьевым, когда обсуждалась ситуация на рынке зерна в связи с последствиями небывалой засухи.
Глава антимонопольной службы подчеркнул, что его ведомство ведет постоянный мониторинг необоснованного завышения цен на продукты питания компаниями-монополистами. «А они у нас везде, — заметил он. — Слава богу, штрафы уже большие. Это от 1 до 15% годового оборота компании… Если сегодня мы говорим всего лишь о десятке возбужденных дел в упомянутых областях, то на самом деле таких дел будет возбуждено значительно больше».
Не отрицая полезность административного и даже уголовного преследования компаний — злостных нарушителей антимонопольного законодательства, обратим внимание на статистику ФАС.
Общее количество возбужденных в 2009 г. антимонопольными органами дел — 9665, что в 1,5 раза больше, чем в 2008 г., и в 3 раза больше, чем в 2005 г. Сумма наложенных административных штрафов возросла с 13,3 млрд в 2008 г. до 28,9 млрд руб. в прошлом году.
Вместе с тем в структуре выявленных нарушений антимонопольного законодательства явно прослеживается тенденция к увеличению антиконкурентных действий органов власти.
Если в 2008 г. вклад чиновников в общий объем нарушений антимонопольного законодательства перевалил за половину (53%), то в 2009 г. их доля подскочила до 60,5%, значительно опередив все другие виды нарушений.
На возросшее ограничение конкуренции в российских регионах во время кризиса указывают ученые Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара. Они провели специальное исследование бизнес-среды в субъектах Федерации «Опыт региональной экономической политики».
Решение кризисных экономических проблем, по оценке заведующего лабораторией бюджетного федерализма ИЭП Владимира Назарова, регионы искали в первую очередь в усилении взаимосвязи власти и бизнеса, в результате чего произошло резкое ограничение конкуренции (подробнее в ст. "Бизнес-среда во время кризиса ухудшилась").
В ближайшие месяцы правительство, по словам Игоря Шувалова, рассмотрит поправки в законодательство о конкуренции, подготовленные Минэкономразвития совместно с ФАС России. Третий антимонопольный пакет должен смягчить жесткие нормы двух предыдущих пакетов поправок в законодательство. Он, в частности, разделит понятия картеля, соглашений и недоказуемых согласованных действий, выводя последние из-под уголовной ответственности. Но пока в нем нет предложений по усилению ответственности государственных служащих за нарушения антимонопольного законодательства и антиконкурентные действия органов власти.
Между тем именно государство несет ответственность за конкурентную среду и слабое развитие малого и среднего бизнеса, который в развитых странах производит большую часть ВВП. А без создания конкурентных условий для средних и малых предпринимателей Россия так и будет обречена на постыдную зависимость от поставок наших сырьевых ресурсов за рубеж и резкое падение ВВП во время мировых кризисов.