После снижения в апреле и мае в июне российский экспорт подрос и даже обогнал относительный прирост импорта. Но данные Росстата за полугодие подтверждают опасения, что по скорости роста импорт опережает экспорт, постепенно сужая сальдо внешней торговли России.
Полугодовая статистика российской внешней торговли выглядит благополучно. Со ссылкой на Центробанк Росстат сообщил, что экспорт за январь — июнь составил 189,8 млрд долл., что на 51,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Импорт в годовом сопоставлении вырос на 26,4% — до 104,2 млрд долл. Таким образом, оборот увеличился на 41,5% — до 293,9 млрд долл., а сальдо торгового баланса составило 85,6 млрд долл., или без малого вдвое больше, чем годом раньше.
Согласно таможенной статистике июньский экспорт (31,1 млрд долл.) возрос относительно мая на 1,6% после сокращения два месяца подряд (на 6,6% — в мае и 6,2% — в апреле) и превысил относительный прирост импорта, составивший 1,5% (в целом 18,3 млрд долл.). Но это не перечеркивает общую тенденцию полугодия к опережающему росту закупок над поставками за рубеж.
В годовом исчислении, по таможенным данным, прирост экспорта наращивал темп только в I квартале: с 42,6% — в январе до 61,7% — за первые три месяца. В II квартале началось замедление, и прирост по итогам полугодия снизился до 51,5%. Импорт, наоборот, увеличивался последовательно и нарастил темп прироста с 11% в январе до 32,2% за полугодие. Понятно, что такая динамика не в пользу баланса российской внешней торговли. К тому же рассчитывать на дальнейший существенный рост цен на топливно-энергетические товары — основной наш экспортный продукт — большинство экспертов не рекомендует. Среди них есть и те, кто предсказывает снижение цен на нефть до 50—60 долл. за баррель.
В импорте нужно отметить увеличение доли машин, оборудования и транспортных средств: с 38,5% — в январе до 41,3% — по итогам полугодия. В этом два положительных момента: во-первых, рост закупок машиностроительной продукции свидетельствует о том, что наша экономика постепенно выходит из кризиса, и, во-вторых, эта продукция в основном предназначена для производства, а не для проедания.