Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России подвел первые итоги реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Как выяснили чиновники, за три квартала — с июля 2009 г. по март 2010 г. — федеральные органы исполнительной власти провели порядка 1,6 млн проверок, что соответствует уровню 2,1 млн проверок в год. Основным объектом контроля стали представители малого бизнеса, на долю которых пришлось более половины общего числа проведенных проверок.
Как отмечается в аналитическом докладе Минэкономразвития, по сравнению с III кварталом 2009 г. в I квартале 2010 г. произошло общее снижение количества проверок в среднем на 32%. Однако число визитов инспекторов на предприятия по-прежнему остается высоким. Чаще всего с ревизией в компании являлись представители МЧС России (514 000), Роспотребнадзора (285 000), Ростехнадзора (190 000), ФМС России (145 000) и Роструда (143 000). На долю этих пяти ведомств пришлось почти 80% проверок.
Как подсчитали в Минэкономразвития, основное административное бремя при проведении проверок ложится на предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ) и организации бюджетного сектора. Так, в отношении малых предприятий федеральные органы исполнительной власти провели 880 000 проверок, что составляет около 54% их общего числа.
По данным экономического ведомства, для некоторых федеральных органов наблюдается аномально высокая доля проверок, приходящаяся на предприятия МСБ. Особое внимание небольшим компаниям уделяли контролеры ФМС России — более 96% проверок, Ростехрегулирования — 87%, Россельхознадзора — 75% и Ространснадзора — 71% проверок.
Второе место после «малышей» в рейтинге объектов пристального внимания федеральных инстанций заняли бюджетные организации. За три квартала контролеры провели 476 000 проверок бюджетников. Это около 29% их общего числа. «Таким образом, порядка 3/4 всех проведенных проверок приходится на проверки предприятий малого бизнеса и проверки бюджетных организаций», — резюмировали в Минэкономразвития.
Ревизоры обходят прокуратуру
Анализируя контрольно-надзорную практику, сотрудники Минэкономразвития особое внимание уделили вопросу согласования внеплановых проверок с прокуратурой. Напомним, что с 1 мая 2009 г. вступили в силу поправки в законодательство, запрещающие большинству инстанций проводить внеплановые проверки без согласования с местной прокуратурой.
Как оказалось, за девять месяцев федеральные ведомства провели 760 000 внеплановых проверок, что составляет 47% их общего числа. В Минэкономразвития удивились такому соотношению, ведь предполагалось, что с вступлением в силу нововведений число внеплановых визитов ревизоров к предпринимателям значительно уменьшится.
По данным Генпрокуратуры, в 2009 г. сотрудники надзорного ведомства рассмотрели 37 700 обращений контролирующих органов федерального, регионального и муниципального уровней о согласовании проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. Наибольшее количество таких заявлений поступило в органы прокуратуры Центрального федерального округа — более 8700 (24%) и Приволжского федерального округа — около 8000 (22%).
За I квартал 2010 г. органы прокуратуры рассмотрели 10 638 обращений, из них 8510 — от федеральных органов исполнительной власти. Почти половина (47%) обращений федеральных инстанций сотрудники надзорного ведомства решили отклонить из-за отсутствия правовых оснований для проведения внеплановой проверки.
Для некоторых федеральных органов исполнительной власти доля отказов выше среднего показателя. В I квартале 2010 г. прокуроры чаще всего отклоняли обращения таких федеральных органов исполнительной власти, как Росреестр (78% обращений), Ростехнадзор (72%), Ространснадзор (57%), Росздравнадзор (57%), МЧС России (57%). Наименьшее количество отклоненных обращений у ФМС России (28%), Роспотребнадзора (30%) и ФМБА России (35%).
Самая распространенная причина для отказа в согласовании обращения о проведении внеплановой проверки — отсутствие оснований (60% отказов). Также популярными причинами для отказа в согласовании обращения являются несоблюдение требований к оформлению решения контрольного органа о проведении внеплановой выездной проверки (24% случаев отказа) и отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проверки (10%).
По данным Генпрокуратуры, в I квартале 2010 г. сотрудники надзорного ведомства согласовали проведение 5363 проверок. В то же время, по информации Минэкономразвития, за этот период только федеральные чиновники провели 117 021 внеплановую проверку предприятий малого и среднего бизнеса. Таким образом, фактически доля согласованных проверок за I квартал 2010 г. составляет 3,8%.
Данный показатель за предыдущие два квартала несколько меньше — 2,3%. Всего за III и IV кварталы 2009 г. органы прокуратуры согласовали 19 147 проверок субъектов малого бизнеса, в том числе 14 665 проверок по обращениям федеральных чиновников.
В экономическом ведомстве уверены, что темпы сокращения доли несогласованных проверок должны быть гораздо выше. «Столь низкий уровень согласований не может объясняться тем, что в соответствии с Законом № 294-ФЗ не все выездные проверки предприятий малого бизнеса подлежат согласованию с органами прокуратуры, и свидетельствует о неисполнении ответственными должностными лицами федеральных органов исполнительной власти требований Закона № 294-ФЗ», — уверены в Минэкономразвития.
Интересно, что, по данным Генпрокуратуры, проверки предприятий, по которым не требовалось в силу закона согласование их проведения, являются неэффективными. Практически в 50% случаев контролеры не выявляли нарушений законодательства. При этом из согласованных прокурорами внеплановых проверок меры реагирования не принимались только в 10% случаев.
Предпринимателей спасает знание закона
Чиновники разочарованы тем, что ситуация с направлением согласований за I квартал 2010 г. практически не улучшилась по сравнению с 2009 г. Еще один тревожный фактор: в I квартале 2010 г. от контрольно-надзорных органов всех субъектов РФ поступило на согласование 1965 обращений, а от всех контрольно-надзорных органов местного самоуправления лишь 163, что является незначительной долей от проводимых ими выездных проверок предприятий МСБ.
На бумаге запрет на внеплановые визиты, вступивший в силу в мае прошлого года, не коснулся налоговой инспекции, органов валютного и банковского контроля. Как показывает практика, его игнорируют большинство ревизоров. Основная причина — проверяемые лица не знают о своих правах и не пользуются ими. Чтобы устранить этот пробел, Минэкономразвития предложило провести разъяснительную кампанию с использованием средств массовой информации, направленную на повышение уровня юридической грамотности субъектов малого предпринимательства. «Данная проблема становится актуальной в связи с тем, что при согласовании с органами прокуратуры большинство обращений федеральных органов исполнительной власти отклоняются», — подчеркнули в экономическом ведомстве.
Представители бизнеса согласны, что сегодня многое зависит от грамотности предпринимателей. По словам Владислава Корочкина, вице-президента «ОПОРЫ России», тех, кто привык к безропотному подчинению контролерам, проверяют так же, как раньше. Если предприниматель знает изменения законодательства, то и ревизорам приходится следовать новым правилам. По словам председателя общественной организации «Деловая Россия» Бориса Титова, знание норм права спасает не всегда: ревизоры нашли лазейки в законодательстве и активно ими пользуются. Например, проводят проверку без согласования с прокуратурой, если поступило обращение от граждан, права которых нарушены.
Количество проверок в III—IV кварталах 2009 г. и I квартале 2010 г., шт.
Квартал |
Плановые |
Внеплановые | ||
Всего |
В том числе
|
Всего |
В том числе
| |
III кв. 2009 г. |
328 556 |
178 229 |
266 753 |
124 012 |
IV кв. 2009 г. |
321 097 |
187 173 |
291 702 |
147 116 |
I кв. 2010 г. |
204 115 |
124 404 |
201 764 |
118 748 |
Источник: Минэкономразвития России
Федеральные органы власти — лидеры по числу проведенных проверок в III—IV кварталах 2009 г., I квартале 2010 г.
Федеральные
|
Проверки, шт. | |
Всего |
В том числе
| |
МЧС |
541 042 |
226 656 |
Роспотребнадзор |
284 911 |
142 180 |
ФМС России |
145 568 |
140 652 |
Ростехнадзор |
189 964 |
92 944 |
Роструд |
142 752 |
74 645 |
Россельхознадзор |
71 744 |
54 397 |
Росреестр |
69 924 |
43 921 |
Ространснадзор |
61 252 |
43 635 |
Источник: Минэкономразвития России