Где взять деньги на развитие корпорации? - извечная головная боль руководителя и главбуха. Можно, по обыкновению, взять кредит. Однако гораздо выгоднее выпустить новые акции и предложить их на открытом рынке. Об особенностях первичной эмиссии «КС» рассказал председатель Совета директоров ИК «Еврофинансы», зав. кафедрой ценных бумаг и финансового инжиниринга Финансовой академии при Правительстве РФ д.э.н., профессор Яков МИРКИН.
- Яков Моисеевич, в последнее время часто прогнозируется грядущий бум первичных размещений акций. Что это – новый “мыльный пузырь”, попытка втянуть население в новые спекулятивные игры?
- Этот прогноз относится только к акциям компаний, давно и успешно работающих на рынке, имеющих позитивные финансовые результаты и готовых к тому, чтобы рынок оценил настоящую стоимость их бизнеса. В первую очередь, речь идет о промпредприятиях, имеющих экспортную выручку, стремящихся модернизировать производство и обновить продуктовый ряд.
Когда компания решается выпустить новые акции и продать их на рынке, она рассчитывает получить дополнительные денежные вливания в бизнес. Предполагается, что акции затем будут многократно торговаться, и в результате рынок определит – через цены акций - рыночную стоимость предприятия, его капитализацию (произведение рыночной цены акций на их число). Чем выше капитализация внутри России, чем прозрачнее биржевая история, тем крупнее и дешевле кредиты, которые может получить компания внутри страны и за рубежом, тем легче вывести акции (в форме депозитарных расписок) на биржи Лондона, Нью-Йорка, Франкфурта, Берлина. Тем дороже они будут стоить для иностранных инвесторов и принесут большую отдачу для инвестиций в обновление производства.
Держатели акций кровно заинтересованы в том, чтобы рынок справедливо оценил их ценные бумаги. Только в этом случае последние становятся ликвидным товаром, легко продающимся по «настоящей» цене. Эмитент и его руководство попадают под контроль рынка, который легко меняет цену акций в зависимости от того, насколько успешно и прозрачно для акционеров предприятие, насколько оно финансово устойчиво.
- Непонятно, почему у нас говорят о “первичных размещениях акций” для открытых акционерных обществ, которые давно уже выпустили свои акции? Что скрывается за аббревиатурой «IPO”?
- Представьте, что вы создали открытое акционерное общество, наполнили уставный капитал и увеличиваете его за счет заработанной прибыли, но при этом держите акции под контролем, стремитесь к тому, чтобы они не попадали на открытые рынки. Предприятие живет за счет самофинансирования и кредитов. Новых эмиссий акций нет, приобрести их стороннему лицу очень трудно.
Альтернатива – поделиться влиянием в компании с новыми массовыми акционерами, увеличить капитал за счет их денег, выйти на открытый рынок с эмиссией акций, обеспечить в дальнейшем их постоянную котировку и возможность широкого обращения на бирже. То есть сделать акционерный капитал доступным публичному инвестору, поставив при этом компанию под контроль рынка и обеспечив ей возможность и в дальнейшем обращаться за инвестициями к рынку в целом (а не только к отдельным инвесторам и банкам).
Это две разные стратегии развития компании, две альтернативные политики управления бизнесом и его финансирования.
Когда предприятие выбирает вторую стратегию и впервые, проводя публичную эмиссию, выходит на открытый рынок, говорят о “первичном размещении акций”. Это – синоним IPO (initial public offering), то есть первичного публичного предложения акций.
Понятно, что по мере развития предприятие может выходить на рынок со следующими (вторыми, третьими и т.п.) эмиссиями акций, наращивая капитал и участие в нем массовых акционеров.
- Какие требования предъявляются к предприятию, собирающемуся осуществить первичное размещение акций на открытом рынке?
- Единство бизнеса, информационная прозрачность, ясность собственности, высокое качество корпоративного управления и отношений с акционерами, финансовая привлекательность.
У многих российских компаний бизнес и активы раздроблены, денежные потоки и учет разделены (в связи с налоговым прессом, разделением обязательств и ответственности и др.), реальная структура собственности скрыта оффшорными компаниями и номинальными держателями. Долги отнесены на дочерние фирмы. Не урегулированы структура собственности и конфликты с крупными акционерами. Эмитент не существует как единое целое, его прибыль минимизирована. Доступ к отчетности, политике развития и другой информации резко ограничен. Поэтому риски компании не могут быть оценены инвесторами - ее акции, как товар, ущербны. Заранее известно, что инвесторы понесут потери или не смогут получить весь причитающийся им прирост капитала от владения акциями.
Поэтому удачному выходу компании на IPO предшествует значительная работа по подготовке эмитента, раскрытию информации, урегулированию спорных вопросов, в том числе с государством, налаживанию прямых каналов связи с акционерами, по консолидации бизнеса, активов и обязательств.
- Известно, что при выходе предприятия с IPO на первичный фондовый рынок требуется раскрывать огромный объем информации. Проспект эмиссии – до сотни страниц, на каждом этапе требуются сообщения в прессе, компании вынуждены готовить многостраничные информационные меморандумы. К чему эти издержки в десятки тысяч долларов, если гораздо проще и дешевле взять кредит в банке?
- Инвесторы, покупающие первично размещенные акции, несут повышенные риски. У этих ценных бумаг пока нет биржевой истории, их судьбу трудно прогнозировать. Чтобы принять взвешенное решение: вкладывать деньги в эти акции или нет, инвесторам необходимо как можно больше информации об эмитенте, его политике, рисках.
Заимствуя у банка, вы берете деньги у одного кредитора, который знает всю вашу подноготную, да еще потребует залог. Выходя на рынок с IPO, вы берете деньги у всего рынка. Каждый может заключить договор с брокером и купить эти акции. Ваши возможности значительно шире, отсутствует зависимость от одного или нескольких кредиторов, однако необходимо заполнить информационный вакуум, чтобы публичный инвестор мог справедливо оценить ваши акции как товар.
Именно рынок ценных бумаг сделал крупные корпорации информационно прозрачными. Это великое достояние. Только такая компания поставлена под публичный контроль (рынка и прессы). Ни с рынком, ни с прессой в целом, как третьей властью, договориться нельзя.
- Существует ли технология подготовки и проведения первичного размещения акций?
- Здесь нет никаких хитростей. Сначала акционерное общество должно вынести решение об увеличении капитала и размещении на открытом рынке новых акций.
Затем предприятие начинают готовить к выходу на рынок. Приглашается банк или брокерская компания, способные – в одиночку или в группе финасовых институтов - разместить среди клиентов новый выпуск акций. Это так называемые андеррайтеры (от англ. underwrite – подписываться на эмиссию акций, закреплять за собой ее части).
Андеррайтер проверяет предприятие (с позиций финансовой и юридической готовности к эмиссии, состояния корпоративного управления). Проектируются параметры нового выпуска ценных бумаг в соответствии с потребностью эмитента в денежных ресурсах для инвестиций. Приглашается финансовый консультант (это официальный, установленный законодательством термин) для подготовки проспекта эмиссии и организации раскрытия информации. Новый выпуск акций регистрируется в Федеральной службе по контролю финансовых рынков (далее – ФСФР).
Создается пул (объединение) андеррайтеров, каждый из которых выражает намерения выкупить часть эмиссии на себя или своих клиентов. Ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, организуются публичные презентации. О каждом решении эмитента и каждом следующем шаге, приближающем к моменту продажи акций, рынок оповещается через прессу и Интернет.
Обычным является первичное размещение акций через фондовые биржи (ММВБ или РТС). В день размещения проводится официальный биржевой аукцион, где андеррайтер продает акции клиента от его имени, а покупатели подают заявки, соревнуясь между собой. Любой инвестор, в том числе розничный, через своего брокера может стать участником аукциона и выкупить акции при их первичном размещении, когда они наиболее дешевы.
Неразмещенная часть акций может быть допродана через биржу в режиме сделок, основанных на прямых переговорах между андеррайтером и инвесторами, либо выкуплена пулом андеррайтеров за собственный счет. Выручка от размещения акций перечисляется андеррайтером на счета эмитента в банке и далее используется в его хозяйственной деятельности.
ФСФР регистрирует отчет о размещении акций. После этого акции получают листинг (допуск к котировке) на фондовой бирже и начинают покупаться и продаваться инвесторами в сделках между собой. Это - так называемый вторичный рынок, который может существовать сколь угодно долго. Вот и вся технология.
- Ваш прогноз рынка IPO?
- Растущий рынок ищет финансовые инновации и новые продуктовые сегменты, которым только предстоит разогреваться, спекулятивно расти до перехода в более спокойные стадии. В этой связи можно прогнозировать в 2006 – 2007 гг. старт рынка первичных размещений акций (IPO) вслед за быстрым расширением сектора корпоративных облигаций.
Потенциал этого рынка – не интернет-бизнес, не молодые компании роста и не компании с малой капитализацией, как было в США и Западной Европе в 90-е годы. Попытки 1999 – 2000 гг. создать подобные рынки в Москве и Санкт-Петербурге закончились неудачей. В этой группе эмитентов бизнес раздроблен и непрозрачен, слишком подчинен цели минимизировать налоги, чтобы создать массовую историю удачных IPO. Собственники тысяч компаний с активами и прибылью в 5 – 10 млн. долл. только взвешивают «за» и «против» создания открытых корпоративных структур, которые могли бы через три - четыре года стать эмитентами облигаций и выйти на рынок IPO.
У грандов российского бизнеса (нефтегазовый сектор, энергетика, телекоммуникации) нет интереса к новым эмиссиям акций на внутреннем рынке. Они получают капитализацию и денежные ресурсы на западных рынках депозитарных расписок, еврооблигаций, синдицированных займов (Лондон, Франкфурт, Берлин, Нью-Йорк). Внутренний рынок капиталов для них объективно является лишь поддерживающим, диверсифицирующим источники денег и риски.
Поэтому основу нарождающегося рынка IPO могут составить крупные успешные компании второго эшелона, получившие опыт на внутреннем рынке облигаций и готовые отдать в свободное обращение 10 – 12% своих акций, чтобы повысить капитализацию, сделать бизнес более весомым при сделках с иностранным капиталом и снизить кредитный риск, нормализовав источники финансирования.