Госрегулятора «чуть-чуть» упразднили
Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в ФЗ "О рынке ценных бумаг" и ФЗ "Об инвестиционных фондах".
Этот закон был принят Госдумой 24 марта 2006г. и одобрен Советом Федерации 7 апреля.
Закон исключает избыточные и дублирующие функции Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). В частности, упразднены полномочия ФСФР по установлению нормативов, обязательных для соблюдения эмитентами ценных бумаг и правил их применения; регулированию деятельности оценщиков акционерных и паевых инвестиционных фондов.
Также из ведения ФСФР исключается выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также их приостановка или аннулирование.
Закон лишает госрегулятора полномочий по аттестации руководителей и сотрудников профессиональных участников рынка ценных бумаг, однако при этом за ним остается право по утверждению программы квалификационного экзамена для специалистов и установлению требований к выдаваемому аттестату.
За «некоммерческими» усилен надзор
21 апреля вступил в действие Федеральный закон о некоммерческих организациях.
Отныне контролировать деятельность некоммерческих организаций (далее – НКО) будет Федеральная регистрационная служба РФ.
Под пристальное внимание Росрегистрации попадет финансирование НКО из за рубежа. Законом установлены ограничения на создание филиалов зарубежных НКО в закрытых административно-территориальных образованиях. В течение трех месяцев со дня принятия решения о создании филиала или представительства в России иностранные некоммерческие неправительственные организации должны уведомить об этом регистрационный орган.
На первом этапе регистраторы намерены определить общую численность НКО в России, поскольку, по словам начальника управления Росрегистрации по делам политических партий, общественных и религиозных объединений А. Жафярова, на сегодня из более 600 тыс. НКО только часть подпадает под действие Закона.
Закон «особого назначения»
Закон об ограничении иностранных инвестиций в стратегические отрасли российской экономики будет внесен в Правительство РФ до середины мая 2006 года.
По словам министра промышленности и энергетики В. Христенко, согласование данного закона находится на финальной стадии. Христенко отметил, что закон согласован с Министерством экономического развития и торговли РФ. Осталось проконсультироваться еще с двумя ведомствами. "В апреле, в крайнем случае, до середины мая, закон будет внесен в Правительство", - пообещал министр.
Инсайдеров приравняют к уголовникам
Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам О. Вьюгин считает нужным ввести в уголовное законодательство норму, предусматривающую ответственность за использование опережающей информации.
По его словам, в настоящее время ФСФР разрабатывает два законопроекта, составляющих концепцию соответствующего закона. Один из них содержит поправки в отдельные законы, согласно которым инсайд будет караться уголовной ответственностью. «Нас подталкивают к этому, и мы будем вводить подобные санкции. Административные меры были бы эффективнее, например, штраф в 10 млн долларов, но проблема в том, что административная ответственность подразумевает штрафы по КОАПП, а там такие большие штрафы вводить нельзя, «выше» — Уголовный кодекс», - заявил Вьюгин.
Второй проект определяет полномочия ФСФР в данном вопросе. Глава Федеральной службы уточнил, что в настоящее время концепция закона об инсайде утверждена, в скором времени планируется вынести ее на обсуждение на заседании межведомственной рабочей группы.
По мнению Вьюгина, нынешняя российская система санкций за использование опережающей информации неэффективна. Установленные штрафы нельзя даже сравнить с ущербом, который несут инвесторы и компании, а тем более с размерами теневых доходов властных структур.
Главный вред инсайда, считает Вьюгин, заключается в том, что его использование делает неконкурентоспособным российский фондовый рынок, что, естественно, влияет на экономику страны.
Другая проблема фондового рынка России, по словам Вьюгина, – проведение IPO российскими компаниями за границей под вывеской иностранных. Поэтому необходимо обратиться в высшие эшелоны власти с предложением ограничить первичное размещение акций российских эмитентов на зарубежных рынках.
В ценных бумагах навели порядок
11 апреля Минюст зарегистрировал приказ ФСФР, утверждающий порядок ведения реестра эмиссионных ценных бумаг
В документе определен состав сведений, содержащихся в реестре, включая данные об эмитенте и выпусках ценных бумаг. Установлен перечень оснований, а также порядок и сроки внесения в реестр соответствующих записей, предоставление регистрирующим органом выписки из реестра.
Действие порядка не распространяется на государственные и муниципальные ценные бумаги, а также на облигации ЦБ и ценные бумаги других кредитных организаций.
Ведение реестра ценных бумаг осуществляется с использованием электронной базы данных. Записи в реестр вносятся на основании решений, принятых регистрирующим органом, и/или получения им документов, являющихся основанием для внесения таких записей.
Информация, содержащаяся в реестре, публикуется на сайте регистрирующего органа в сети Интернет и является открытой для любого заинтересованного лица.
Насильно милые…
По данным «Исследования практики корпоративного управления в России 2002–2005 гг.» проведенного Ассоциацией независимых директоров (АНД) при поддержке Международной финансовой корпорации (IFC), PricewaterhouseCoopers, Marsh и AIG Russia, качество корпоративного управления в России улучшается, чего не скажешь о деятельности совета директоров.
В опросе участвовали 442 компании из семи городов страны, 10% из которых составили крупные компании, чьи акции и облигации обращаются в России и за рубежом.
По сравнению с 2002 г., когда проводилось первое подобное исследование, качество управления улучшилось по всем направлениям, кроме деятельности совета директоров. Здесь ситуация практически не изменилась. Во многом это связано с нежеланием привлекать независимых директоров – они есть лишь в 30% компаний. В компаниях с оборотом свыше 10 млн долларов этот показатель вырастает до 44%, а обществах, чьи акции котируются на биржах, — до 54%. Вторая причина неэффективности советов в том, что когда собственники компании или их родственники являются ее же менеджерами, работа советов зачастую бывает формальна.
Низкая эффективность работы советов директоров в России объясняется высокой концентрацией структуры собственности, полагает директор службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poor's Юлия Кочетыгова.
Многие отечественные компании еще не осознали важность наличия независимых директоров в своих советах, а акционеры зачастую не разделяют функции собственника и менеджера. Вдвое реже, чем в частных компаниях, независимые директора встречаются на госпредприятиях. Однако именно государство, внедряя высокие стандарты корпоративного управления в таких компаниях, способно изменить ситуацию, убеждена Ю. Кочетыгова: “Вхождение в совет директоров независимых членов означало бы важный шаг к прозрачности бизнеса и хороший пример для остальных”.