Наши за границей
5 мая Минюст России зарегистрировал приказ ФСФР, утверждающий изменения в положение о порядке выдачи разрешения на размещение и/или обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами страны.
Теперь, чтобы получить разрешение на обращение акций за рубежом, российский акционер обязуется сначала предложить их к приобретению на территории России. Такая возможность будет считаться предоставленной, если акции предлагаются к приобретению на торгах фондовой биржи или с привлечением брокера. При этом за пределами нашей страны может быть приобретено не более 70% от общего количества предлагаемых к продаже акций.
Если одновременно с размещением акций (в том числе, за пределами РФ) к приобретению предлагаются ранее размещенные акции той же категории, того же российского эмитента и на тех же условиях, то за рубежом быть приобретено не более 70% от общей суммы размещаемых и предлагаемых к размещению ценных бумаг.
«Забыть» не получится
11 мая Комитет Госдумы РФ по собственности рассмотрел проект федерального закона «О внесении изменений в статью 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Необходимость внесения корректив в закон продиктована социальной защитой граждан и охраной их конституционных прав. Поправки обязывают конкурсного управляющего передавать в архив документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральным законодательством.
Как отмечается в пояснительной записке к проекту, ФЗ «Об архивном деле в РФ» определяет порядок передачи конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии архивных документов, документов по личному составу ликвидируемых организаций, в том числе в результате банкротства, на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив. Одновременно ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает право конкурсного управляющего передать в архив документы должника, подлежащие обязательному хранению.
Данное несоответствие позволяет управляющему завершить конкурсное производство и внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации должника без передачи на хранение архивных документов и документов по личному составу ликвидируемой организации. Это приводит к возникновению "бесхозяйных архивов" и нарушениям конституционных прав граждан на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.
Законопроект рекомендован к принятию Госдумой РФ в первом чтении.
Депозитарные расписки: теперь и в России
24 мая Госдума рассмотрит в первом чтении поправки в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», касающиеся введения российских депозитарных расписок. Новый инструмент, по мнению специалистов, повысит инвестиционную привлекательность и ликвидность фондового рынка страны.
Российские депозитарные расписки (РДР) будут удостоверять право собственности на определенное число акций или облигаций иностранного эмитента. В законопроекте четко закреплено, что владелец расписки вправе требовать от ее эмитента оказания услуг, связанных с осуществлением прав по представляемым ценным бумагам, включая причитающиеся выплаты.
Выпускать РДР могут только депозитарии, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечающие требованиям к размеру собственного капитала, установленным ФСФР, и работающие не менее трех лет. Эмиссия расписок допускается при условии, что учет прав депозитария на представляемые ценные бумаги осуществляется на счете, открытом ему как лицу, действующему в интересах других лиц. При этом указанные права должны учитываться организацией, которая в соответствии с правом страны-эмитента представляемых ценных бумаг является центральным депозитарием, а при ее отсутствии - организацией, включенной в перечень, утвержденный ФСФР.
Все необходимые условия размещения расписок определяются договором о выпуске, и регистрировать отчет об итогах выпуска не требуется. Вместо этого вводится обязанность депозитария ежеквартально в течение всего срока размещения РДР представлять отчеты в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
«Открывайтесь» - вам зачтется!
12 мая в Москве прошла конференция «Три года развития корпоративного управления в России: практические результаты», организованная Российским институтом директоров при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Выступивший с докладом заместитель руководителя ФСФР В. Гусаков сообщил, что работа по подготовке новой редакции Кодекса корпоративного поведения, которую проводит экспертный совет при ФСФР, должна завершиться к концу 2006 года.
Гусаков также отметил, что российские топ-менеджеры изменили отношение к публичности своих компаний, поняв, что открытая деятельность гораздо более эффективна. Еще несколько лет назад на рынке действовали единичные корпорации, удовлетворяющие международным требованиям корпоративного управления, несколько десятков «квазипубличных компаний» и большое количество формально открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации. Однако с апреля 2002 г., когда вышла первая редакция отечественного кодекса корпоративного поведения, в этой сфере стали вводиться обязательные требования. В результате ситуация кардинально улучшилась, заявил он.
Немалая заслуга в этом, подчеркнул В. Гусаков, экспертного совета по корпоративному управлению, созданному при ФСФР в 2005 г. Совет занимается обсуждением проектов законов и подзаконных актов, направленных на совершенствование корпоративного управления в РФ. Хотя его деятельность носит рекомендательный характер, однако заключения активно используются ФСФР в работе над совершенствованием нормативной базы.
Рейдеров ожидает «бег с препятствиями»
16 мая в здании правительства Москвы состоялся круглый стол «Корпоративные конфликты и защита инвесторов», на котором обсуждались меры по противодействию недружественным поглощениям.
По словам зампрокурора г. Москвы В. Юдина из 96 возбужденных уголовных дел по корпоративным захватам за три года «в суд ушли единицы». Это объясняется, в первую очередь, тем, что инициаторы преступлений, как правило, остаются «в тени». В числе мер по предупреждению конфликтов Юдин назвал проверку подлинности документов, предъявляемых, например, при перерегистрации юридических лиц, а также экспертизу устава, внутренних документов общества и др.
Основные посягательства на собственность граждан, по мнению представителя ГУВД Москвы М. Паршина, происходят из-за подложных документов, которые регистрируются и тем самым становятся легитимными. Однако следует разделять легитимную реструктуризацию бизнеса и «банальное мошенничество». Паршин считает, что проблема корпоративных конфликтов носит, скорее, экономический характер.
Резонанс вызвало обсуждение поправок в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, таких, например, как передача рассмотрения исков физических лиц к хозяйствующим субъектам только в арбитражные суды. При этом иски, по мнению инициаторов данной поправки, должны рассматриваться только по месту нахождения ответчика и только с его участием. Представитель Арбитражного суда г. Москвы Л. Барабанщикова подвергла ряд этих мер критике, считая, что основания для внесения изменений в арбитражное законодательство отсутствуют: «Если речь идет о корпоративных конфликтах, то и изменения надо вносить в федеральные законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью». Барабанщикова высказала мнение, что суды общей юрисдикции тоже должны рассматривать определенные вопросы и споры в связи с большой загруженностью арбитражных судов.
В качестве одного из барьеров для недружественных поглощений была названа публичность ведения бизнеса, которую также можно закрепить законодательно.
Участники круглого стола сошлись во мнении о необходимости создания межотраслевого координационного совета по защите прав инвесторов из представителей госвласти и правоохранительных органов, предпринимательских объединений, адвокатского сообщества, СМИ. В обязанности совета могли бы входить сбор и анализ информации о конфликтах, правоприменительной практике, публикация аналитических материалов. Они также высказали рекомендации МВД лишать лицензий частные охранные предприятия, участвующие в захвате собственности, а Минюсту РФ – усилить контроль над Федеральной службой судебных приставов по недопущению участия ее сотрудников в недружественных поглощениях.