Налоговая отсрочка потенциальным банкротам

| статьи | печать

Организация может получить отсрочку или рассрочку уплаты налогов, если налоговики посчитают, что такая уплата приведет к банкротству организации. Минэкономразвития России разработало методику анализа финансового состояния компании.

Согласно подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка может быть предоставлена налогоплательщику в случае угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица при единовременной уплате им налога.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ внесены изменения в часть первую Налогового кодекса РФ. В частности, согласно новому п. 5.1 ст. 64 НК РФ Федеральная налоговая служба наделяется полномочиями на основании финансового анализа компании выдавать заключения о возможном банкротстве при единовременной выплате налогов в соответствии с методикой, утверждаемой органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления. Таким органом является Минэкономразвития России.

В связи с этим Минэкономразвития России разработан и опубликован на официальном сайте проект правительственного постановления с методикой проведения ФНС России анализа финансового состояния в целях установления наличия угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога.

Выбираем категорию

Сразу подчеркнем, что указанный анализ проводится только на основании заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки в связи с возможной угрозой банкротства при единовременной уплате налога.

Анализ финансового состояния компании проводится в два этапа. Вначале налоговые инспекторы относят компанию к одной из трех категорий. Для этого они определяют по данным бухгалтерского учета на последнюю отчетную дату степень платежеспособности по текущим обязательствам и коэффициент текущей ликвидности. Если степень платежеспособности по текущим обязательствам меньше или равна трем месяцам (для стратегических организаций и субъектов естественных монополий — шесть месяцев) и (или) коэффициент текущей ликвидности больше или равен 1, то компания считается платежеспособной и имеет возможность в установленный срок и в полном объеме рассчитаться по своим текущим обязательствам (категория 1). Если же платежеспособность по текущим обязательствам более трех месяцев (для стратегических организаций и субъектов естественных монополий — шесть месяцев) и одновременно коэффициент текущей ликвидности меньше 1, то фирма не имеет достаточных финансовых ресурсов для обеспечения своей платежеспособности (категория 2).

Вместе с этим в проекте указано, что компаниям, уже имеющим признаки банкротства, установленные ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ, и организациям, не имеющим права получить отсрочку или рассрочку на основании ст. 62 НК РФ (категория 3), откажут в изменении срока уплаты.

Если организация имеет признаки нескольких категорий, ее относят к категории с большим порядковым номером.

На втором этапе проводится дополнительный анализ неплатежеспособной компании, относящейся к категории 2. Налоговая инспекция должна оценить следующие показатели: задолженность по налогам и сборам, в отношении которой возможно предоставление отсрочки или рассрочки; кредиторскую задолженность по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату; кредиторскую задолженность по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату без учета задолженности по налогам и сборам, в отношении которой возможно предоставление отсрочки или рассрочки; нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату; поступление денежных средств на счета в банках за трехмесячный (для стратегических организаций и субъектов естественных монополий — шестимесячный) период, предшествовавший подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки. На основании этих показателей формулируются выводы об угрозе банкротства в случае единовременной уплаты заявителем налога.

Отсрочку не дадут, если:

  • упомянутая сумма поступлений в банк больше или равна кредиторской задолженности по данным бухучета;
  • названная сумма, поступившая в банк, меньше кредиторской задолженности по данным бухучета, но не меньше «кредиторки» без учета налогов и сборов и при этом есть нераспределенная прибыль на последнюю отчетную дату; 
  • сумма денежных средств в банке меньше кредиторской задолженности без учета налогов и сборов.


Пример

Допустим, за три месяца на счет организации поступило 700 000 руб. Задолженность перед бюджетом составляет 300 000 руб., задолженность перед поставщиками — 400 000 руб. Другой кредиторской задолженности нет. Нераспределенная прибыль на конец года равна 100 000 руб. Отсрочку не дадут, поскольку 700 000 300 000+ 400 000.

Допустим, за три месяца на счет организации поступило 400 001 руб. Задолженность перед бюджетом — 300 000 руб., задолженность перед поставщиками — 400 000 руб. Нераспределенная прибыль — 100 000 руб. Отсрочку не дадут, так как 700 000 > 400 001 400 000 и есть нераспределенная прибыль.

Итак, на каких показателях в первую очередь должна акцентировать внимание организация, которая решила обратиться в территориальный налоговый орган для получения отсрочки или рассрочки? Во-первых, насколько организация обеспечена оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности (коэффициент текущей ликвидности)? Во-вторых, может ли организация вовремя отвечать по своим обязательствам (коэффициент платежеспособности по текущим обязательствам)?

Мнение редакции

Методика составлена таким образом, что организация получит отсрочку или рассрочку только в одном случае. Когда полученные денежные средства будут меньше всей задолженности, но больше и равны «кредиторке» без учета налогов и сборов, компания не должна иметь нераспределенную прибыль. Во всех остальных случаях скорее всего организации откажут в изменении сроков уплаты налогов и сборов. Не понятно, почему Минэкономразвития просто не написало, что организации, которые подпадают под эти условия, не получают отсрочку или рассрочку, а во всех остальных случаях получают.


Справка 

Степень платежеспособности по текущим обязательствам определяется как отношение рассчитываемых по форме № 1 бухгалтерской отчетности текущих обязательств (краткосрочных обязательств, за исключением доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов) к среднемесячной выручке, исчисляемой по форме № 2 бухгалтерской отчетности как отношение выручки, полученной предприятием (организацией) за отчетный период, к количеству месяцев в отчетном периоде

Коэффициент текущей ликвидности определяется по форме № 1 бухгалтерской отчетности как отношение ликвидных активов в виде суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, товаров отгруженных, готовой продукции и товаров для перепродажи, краткосрочной дебиторской задолженности, прочих оборотных активов к текущим обязательствам предприятия (организации), включающим в себя сумму займов и кредитов, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты, кредиторской задолженности, задолженности участникам (учредителям) по выплате доходов и прочих краткосрочных обязательств