Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ внесено большое количество поправок в части первую и вторую Налогового кодекса РФ. С изменениями в часть вторую вы можете ознакомиться в журнале «Новая бухгалтерия», 2010, № 8. Здесь же речь пойдет о новациях в части первой.
Расширение электронного документооборота
Субъекты налоговых правоотношений электронные документы использовали и раньше. Теперь сфера их применения значительно расширена. В частности, ст. 23 НК РФ допускает направление налогоплательщиками в налоговые органы электронных сообщений:
— об открытии или закрытии счетов;
— обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях;
— обо всех созданных обособленных подразделениях;
— о реорганизации и ликвидации организации.
Статья 32 НК РФ также предусматривает, что акт совместной сверки расчетов может быть передан налогоплательщику в электронном виде.
Уточнен и порядок представления электронных документов при декларировании.
В частности, ст. 80 НК РФ установлено, что в электронном виде может быть представлена копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).
Статьей 84 НК РФ регламентирован электронный документооборот при постановке на учет в налоговом органе и снятии с него.
Законодательная основа списания долгов
Полностью изменена редакция ст. 59 НК РФ, которая получила новое наименование «Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание». Предусмотрено, что такое признание допустимо в случаях:
— ликвидации организации — в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности ее имущества и (или) невозможности погашения долгов учредителями (участниками) организации в установленных пределах и порядке;
— признания банкротом индивидуального предпринимателя — в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
— смерти физического лица или объявления его умершим — по всем налогам и сборам, а в части отдельных налогов — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества;
— принятия судом акта, согласно которому налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности;
— в иных случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Принимать решения о признании задолженности безнадежной к взысканию будут налоговые органы по месту нахождения организации (месту жительства физического лица) и налоговые органы по месту учета налогоплательщика, а также таможенные органы.
Отметим, что согласно названной статье региональными и местными правовыми актами могут быть установлены дополнительные основания признания задолженности безнадежной по региональным и местным налогам.
Отсрочка исполнения
Существенные изменения внесены в главу 9 НК РФ, которая до внесения поправок предусматривала изменение срока уплаты налогов и сборов, а также пеней. Из новой редакции ст. 61 следует, что теперь положения этой главы применяются также при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате пеней и штрафа. Кроме того, установлено, что лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога и (или) сбора, вправе одновременно с заявлением об этом подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита. При этом уполномоченный орган вправе предложить ему предусмотренные главой 9 НК РФ иные условия, которые принимаются по согласованию с ним.
В статью 64 НК РФ внесено положение, ограничивающее сумму отсрочки или рассрочки. Установлено, что в определенных случаях такая сумма не может превышать стоимость чистых активов организации, обратившейся с соответствующим заявлением, а если речь идет о физическом лице, то сумма не может превышать стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание.
Внесенные в ст. 67 НК РФ изменения увеличивают сумму инвестиционного налогового кредита с 30 до 100% стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого, в частности, для проведения НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, повышения энергетической эффективности производства.
Ужесточение ответственности
Значительные изменения внесены в главы 16 и 18 НК РФ, предусматривающие ответственность за налоговые правонарушения и за нарушения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.
В частности, ст. 116 НК РФ изложена в новой редакции. Пункт 1 данной статьи предусматривает ответственность за нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе в виде штрафа в размере 10 000 руб. вне зависимости от количества дней просрочки. Старая редакция ст. 116 НК РФ предусматривала штраф за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет на срок более 90 календарных дней. Пункт 2 статьи в новой редакции устанавливает ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе в виде штрафа в размере 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.
В новой редакции изложена и ст. 119 НК РФ. За непредставление в установленный срок налоговой декларации будет взыскиваться штраф в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Теперь применение санкции не зависит от периода непредставления декларации.
Увеличены штрафы за несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ), непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ), неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ), неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (ст. 134 НК РФ), непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган (ст. 135.1 НК РФ).
Обратим также внимание на то, что в Кодекс РФ об административных правонарушениях включена новая ст. 19.7.6. Она устанавливает ответственность (штраф 10 000 руб.) за незаконный отказ в доступе, а равно незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.