Росстат представил важнейшие экономические показатели России и отдельных зарубежных стран по итогам 1-го полугодия. Более удачный для российской экономики II квартал немного приблизил темпы ее роста к уровню стран БРИК, но разрыв по-прежнему большой. Заодно обогнали в прошлом квартале все высокоразвитые страны: в январе — марте прирост японской экономики был выше российской.
В перечне Росстата «отдельных зарубежных стран» числятся наши неформальные соседи по БРИК (Бразилия, Индия и Китай), а также высокоразвитые члены «Большой семерки», к коим Россию формально тоже прикладывают до «Большой восьмерки». Но по темпам экономического роста и уровню уже достигнутых в экономике высот мы, как уже ранее отмечала «ЭЖ», не вписываемся ни в первый, ни во второй клубы.
Данные о ВВП России представлены в годовом сопоставлении за II квартал: прирост составил, по предварительной оценке, 5,2%. Но по Бразилии и Индии прирост экономики приведен еще за январь — март (8,9 и 11,3% соответственно), а по Китаю — в целом за 1-е полугодие (11,1%). Поэтому для чистоты сравнения напомним, что в I квартале российская экономика к этому же периоду прошлого года выросла на 2,9% (в 3,1 раза ниже, чем в Бразилии), а за полугодие предварительно названы 4% (в 2,8 раза меньше китайских темпов).
Отметим, что за I квартал ВВП Китая увеличился на 12%. Таким образом, далее произошло замедление на 0,9 п.п. Но власти Китая боятся перегрева экономики, поэтому снижение темпов роста — фактор, возможно, положительный. Немало международных экспертов опасается, что усиленно растущая китайская экономика может обвалиться. А это в период нестабильного посткризисного восстановления мирового хозяйства станет потрясением для всех. В II квартале Китай по объему ВВП оттеснил на третье место Японию, и за состоянием его экономического здоровья сегодня следят не менее заинтересованно, чем за крупнейшей экономикой в мире — США.
У Штатов II квартал был успешнее первого: экономика выросла в годовом исчислении на 3,2% против около 2,6% в январе — марте. Впрочем, успешнее он был и для большинства стран «Большой семерки». В частности, единственное государство, имевшее в I квартале экономический спад, — Великобритания — в апреле — июне вышло в рост на 1,6%. Существенно замедление темпов прироста экономики Японии с примерно 4,6 до 1,9%. Это позволило России занять в II квартале абсолютно промежуточное положение между БРИК и «Большой семеркой» по темпам экономического роста. Не славное достижение.
Данные о динамике промпроизводства приведены за полугодие. В России оно приросло на 10,2%. Хороший показатель, но при отсутствии информации по Китаю и Индии в зоне БРИК остается сравнивать с Бразилией, где промышленность выросла на 16,4%. Это при том, что в 2009-м падение бразильского промпроизводства было меньше, чем у нас: 7,4% против 9,3% соответственно.
Самый большой прирост — на 23% — показала промышленность Японии. Правда, у нее в прошлом году был и наибольший спад — на 21,3%, поэтому здесь значительна роль низкой сравнительной базы. К тому же, судя по изрядному сокращению темпов роста японского ВВП в II квартале, промпроизводство в этот период тоже могло затормозить. Отметим неплохие полугодовые темпы промышленного роста в Германии (на 9,3%), Франции (на 5,8%), США (на 4,9%), Италии (на 4,8%). Однако на фоне прошлогоднего падения промышленности в этих странах на 9,3% (США) и 18,4% (Италия) впечатляющими такие цифры не назовешь.
Уровень безработицы — еще один ключевой показатель состояния экономики. В данных Росстата он приведен за июнь. По этой части БРИК представлен только Россией, и выглядим мы достойно, уступая лишь Японии: 6,8 и 5,3% соответственно. Но важнее, что у нас уровень безработицы по сравнению с показателем за 2009 г. (8,4%) снизился. Вырос он в Италии (с 7,8 до 8,5%), Великобритании (соответственно 7,6 и 7,8%), США (9,3 и 9,5%), Франции (9,4 и 10%), Японии (5,1 и 5,3%).
Как видно по безработице, в Старом и Новом свете экономический рост нестабилен. Но это данные по полугодию, а на излете второй месяц III квартала. Начала его Россия неважно. Напомним, что в июле в годовом исчислении наша промышленность показала самый низкий прирост — на 5,9%, относительно июня с очисткой от календарности и сезонности она сократилась на 0,1%. По оценке Росстата, капитальные инвестиции упали в июле к предыдущему периоду на 10,7%, а в годовом сопоставлении увеличились всего на 0,8%. Реальные доходы, по предварительным данным, снизились по сравнению с июнем на 0,5%, номинальная средняя зарплата — на 2%, реальная — на 2,4%. Официальная безработица в июле хотя и уменьшилась на 4%, общая выросла на 3%.
Хорошо в Китае. Там в прошлом месяце прямые инвестиции, по информации «Прайм-ТАСС», подскочили на 29,2%. И вообще эксперты подозревают китайские власти в занижении статистики по росту экономики: дескать, боятся правдой о ее возможном перегреве напугать мировую общественность. В последнее время маститые международные эксперты реально пугают макроданными из США, в частности по росту безработицы, предрекают долгий, вялый и неустойчивый рост американской экономики, а то и вторую волну кризиса. Типун им на язык — накатит, нам тоже достанется.