Знаменитая киевская икона «Призри на смирение» была принесена в дар Введенскому храму осенью 1992 г. схимонахиней Феодорой. Ей самой она досталась от духовного отца Бориса Квасницкого, служившего в 1920-х гг. священником во Введенском женском монастыре и затем репрессированного. Матушка хотела было оставить икону во Флоровском монастыре, где она подвизалась в свои последние годы, но сын священника Михаил пожелал, чтобы образ был передан общине возрождающейся Введенской обители.
Появившаяся в храме новая икона сразу же привлекла к себе внимание верующих удивительным построением. Младенец Иисус на ней не сидит на коленях Матери, как это часто изображается на иконах, а стоит, прикоснувшись Своей правой рукой к Ее ланите, в левой же Он держит державу — символ власти над миром. Божия Матерь представлена на иконе сидящей, с короной на голове и скипетром в правой руке.
Чтобы взглянуть на икону, в Введенский храм потянулись верующие со всего Киева, а вскоре здесь случилось событие, взволновавшее всю Украину. Летом 1993 г. настоятелю Введенской общины игумену Дамиану показалось, что краски иконы как-то вдруг потемнели. Для ее поновления решено было пригласить реставраторов, но когда 1 августа, в день памяти Серафима Саровского, сняли с иконы раму, оказалось, что дело не в красках, а в том, что на стекле рамы, с его обратной стороны, явился неизвестным образом серебристый отпечаток, в точности повторяющий иконные силуэты Богоматери и Младенца.
Заинтересовавшимся необыкновенным явлением ученым было позволено провести необходимые исследования. В результате их было установлено, что светло-серебристое изображение на стекле киота — органического происхождения и нерукотворное. Иными словами, учеными не было отвергнуто сложившееся представление у верующих о чудотворности иконы, которое было подтверждено затем и многочисленными случаями исцелений. Удивительно еще и то, что на новом стекле, установленном уже на большем расстоянии от самой иконы, чем первое, вновь появилось изображение.
Не всем приходящим в храм удается приложиться к чудотворному образу. Кто-то, подходя к святыне, начинает кричать, биться и бросаться в сторону, словно бы его отталкивает от иконы какая-то мощно исходящая от нее сила.
22 ноября 1995 г. Священным Синодом Украинской Православной церкви икона Божией Матери «Призри на смирение» из Введенского монастыря была признана чудотворной.
Документальных свидетельств о времени написания иконы не сохранилось. Предположительно ее создание относят к концу XIX в.
Полагают, что прообразом киевской иконы был один из списков с древнего образа, явленного на Каменном озере близ Пскова. Упоминания о нем, относящиеся к 1426 г., дважды встречаются в псковской летописи. И в первом, и во втором сообщается, что от иконы Пресвятой Богородицы пошла кровь, что сочли тогда за знамение.
В тот год был голод, и тогда же литовский князь Витовт, расторгнув мир с Псковом, пришел с татарами «воевать» псковские земли. Оттого, полагают, и подано было иконой знамение. Во второй записи, более полной, рассказывается, что 16 сентября, в день памяти великомученицы Евфимии, кровоточащую икону перенесли в Псков. Здесь она была помещена в соборном Троицком храме. В память этого перенесения и было установлено празднование иконы «Призри на смирение».
В последующие века Псков неоднократно горел. Самый большой ущерб городу был нанесен пожаром 1609 г., уничтожившим многие святыни. В подробно составленном описании ценностей Троицкого собора, относящемся к XIX в., упоминаний о древней иконе «Призри на смирение» уже нет. Полагают, что этот образ погиб во время одного из стихийных бедствий.
Списков с иконы «Призри на смирение» было немного. Киевский чудотворный список — наиболее известный. Он много путешествует, успел побывать и в России, и в Белоруссии. Возможно, полагают верующие, с ней будет связано выполнение великой миссии среди народов Святой Руси, начинавших свой путь в единстве и должных теперь восстановить его в полной мере.
Редкое для Руси название иконы можно истолковать двояко. Призреть на что-то, кого-то — значит взглянуть, посмотреть, обратить внимание с сочувствием и милосердием. Господь Бог наш «призре на смирение Рабы Своея» Девы Марии, то есть заметил и оценил Ее глубочайшее смирение и чистоту, даровав Ей за то огромную милость и славу — воплотить слово Божие и Самой стать источником милостей и помощи страждущим.
Второе толкование выводят из композиции образа и самого предназначения православной иконы: Христос, дотронувшийся рукой до лица Богоматери, как бы упрашивает Ее: «Призри на смирение тех, кто обращается к Тебе. Согрей их Своим теплом и принеси их молитвы ко Мне. Я помилую и спасу их».