14 сентября 1815 г. был подписан Акт о заключении Священного союза. В нем говорилось, что европейские монархи будут с сего времени руководствоваться в межгосударственных отношениях «заповедями святой веры, любви, правды и мира» и что во всяком случае и во всяком месте они «станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь»…
Первая мировая война началась не в 1914 г., как многие полагают, а много ранее — в 1792 г. и длилась более 20 лет. Ни одна из ведущих мировых держав не осталась тогда в стороне, а один из главных организаторов бойни — Наполеон, подчинивший Франции множество стран и народов, даже и не пытался скрывать, что цель его — разрушение многовекового порядка и установление мирового господства.
Уже в 1804 г. в Париже он венчался как император мировой республики, установив почти одновременное и обязательное почитание своей личности. Статуи его в виде царя богов Юпитера стали изготавливаться и выставляться повсюду для всеобщего поклонения. В 1806 г. выйдет и «императорский катехизис», обязывавший подданных наполеоновской империи относиться к своему императору с любовью, верностью, уважением и послушанием.
Почитание и служение императору приравнивалось теперь к почитанию и служению Господу. И те, кто отказывался выполнять свой долг перед императором, признавались противившимися порядку, «установленному самим Богом», заслуживавшими «вечного проклятия» со всеми прочими вытекающими отсюда последствиями.
Не все, разумеется, захотели тогда поклоняться новому божеству. Некоторые, напротив, увидели в Наполеоне антихриста, захватившего мир. Война с ним представлялась им последней на исходе времен битвой добра со злом, как настоящий Армагеддон. И только после поражения возглавляемых Наполеоном полчищ стало ясно, что никакой он не царь богов и не всесильный антихрист, а всего лишь еще один неудавшийся повелитель мира.
Упрекают Россию в воинственности, но даже после решающих побед в навязанных ей войнах она не стремилась к тому, чтобы установить мировое господство или какое-то его подобие. Чувство милосердия в глазах русских государей всегда было важнее даже хорошо объяснимого в подобных случаях чувства справедливого возмездия. Вот и в войне с Наполеоном, когда союзники России вознамерились расчленить поверженную Францию, император-освободитель Александр I дал понять своим «добрым братьям», что он не желает и не допустит этого. И с контрибуцией он, отказавшись от причитающейся России доли, призвал союзников «последовать его же примеру».
Александр же первым высказал мысль и о необходимости устройства взаимоотношений государств на новых началах, чтобы избежать впредь подобных опустошительных войн. В основу таких начал он предложил поставить христианскую нравственность. Подобные мысли Александр вынашивал с ранних лет. Почему нельзя, спрашивал он в одном из писем уже в 1804 г., вменить в обязанность нациям «никогда не начинать войну, не исчерпав перед этим все средства, которые дает посредничество третьей стороны, и возможность выявить взаимные претензии и постараться их сгладить»?
На подобных принципах, казалось русскому императору, можно было бы приступить к общему умиротворению, положив тем самым и начало развитию, которое сформировало бы «новый кодекс права людей, который, получив одобрение большинства государств Европы, легко превратился бы в незыблемое правило поведения правительств».
Если бы идеи русского государя были реализованы в полной мере, вероятно, уже тогда мир стал бы развиваться иначе: прообраз Организации Объединенных Наций появился бы в первой трети XIX в. Возможно, даже мы никогда бы не узнали ужасов ни Первой, ни Второй мировых войн, но, к сожалению, своекорыстные интересы европейских государств оказались выше «романтических воззрений русского государя». Слишком долго во внешней политике господствовал не проповедуемый Александром мирный кодекс, а далекий от всяких моральных принципов макиавеллизм, ставящий во главу угла интересы национального эгоизма. Слишком смелой и непривычной казалась идея соединения православных, католических, протестантских и англиканских монархов под знаменем всеобщего мира.
Война с Наполеоном все же смогла внести свои коррективы. Австрия и Пруссия пошли на подписание договора, задуманного Александром, — Священного союза. В его преамбуле торжественно провозглашалось, что подписанием настоящего акта правительства государств имеют намерение «избрать правилом своего поведения… в политических сношениях со всеми другими правительствами заповеди святой религии, заповеди справедливости, любви, миролюбия», которые должны «самым непосредственным образом влиять на решения, принимаемые государями», являясь «единственным средством упрочить человеческие учреждения и уменьшить их несовершенства».
К подписанному в сентябре 1815 г. договору уже в ноябре того же года присоединился французский король, а вслед за ним и все другие монархи континентальной Европы. «Не может больше быть политики английской, французской, русской, прусской, австрийской. Существует только общая политика, которая должна для всеобщего блага быть принятой сообща народами и царями!» — убеждал всех их русский государь, и словам его внимали с должным уважением во всех уголках огромной Европы. Для обсуждения важных международных дел вплоть до кончины его собирались конгрессы, однако, как это всегда водилось и водится, уже тогда же началась и закулисная игра. В то время как Александр стремился выстроить международные отношения на основах христианской нравственности, политики западных стран видели в Священном союзе лишь средство поддержания нужного им порядка. Еще в январе 1815 г. между Францией, Англией и Австрией было заключено секретное соглашение, направленное против Пруссии и России. Во время знаменитых Ста дней сбежавший с Эльбы и вновь захвативший власть Наполеон отправил его копию Александру I…
Подрываемый со многих сторон к концу 1820-х гг. Священный союз и вовсе стал распадаться. Первой страной, открыто выступившей против его принципов, стала Англия, интересы которой простирались в то время по всему миру. Затем вспыхнули революции во Франции и Бельгии, началось восстание в Польше. Интересы вступивших в Священный союз государств разошлись к тому времени настолько, что он невольно распался. Последний удар по идее Священного союза нанесет Наполеон III, который в союзе с Турцией и Англией начнет в 1853 г. войну с Россией.
* * *
«Оплотом реакционных монархий», «сговором владетелей Европы, враждебным народам» и по сей день называют историки Священный союз, представляя его «как сговор о взаимной поддержке для угнетения человеческого рода». Но, может быть, во многом благодаря заключенным в нем принципам целых 40 лет, с 1815 по 1855 г., Европа не знала войн. Как здесь не вспомнить слова Гете, сказанные по тому же поводу: «Миру необходимо ненавидеть что-нибудь великое, что и было доказано его суждением о Священном союзе, хотя никогда еще не было задумано ничего более великого и более благодетельного для человечества!»