Медосмотры: права и обязанности работодателя

| статьи | печать
Медосмотры: права и обязанности работодателя

Трудовым кодексом на работодателя возложена обязанность по проведению медицинских осмотров работников в случаях, предусмотренных российским законодательством. Такие случаи установлены во множестве разноуровневых нормативных актов, что затрудняет выяснение вопроса о необходимости проведения медосмотра для того или иного конкретного работника.

Рассмотрим требования трудового законодательства, направленные на обеспечение здоровья работника, а также случаи, когда работодатель вправе или прямо обязан организовать и оплатить медицинские осмотры сотрудников.

Права и обязанности работодателя

Обязанность работодателя по проведению медосмотров закреплена в ст. 212 Трудового кодекса РФ.

Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, а также внеочередных медосмотров работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения указанных медосмотров.

Предварительный медосмотр осуществляется при приеме на работу, периодические — в течение трудовой деятельности работников с частотой, порядок определения которой устанавливается нормативными актами, предусматривающими обязательные периодические медосмотры для данной категории работников. Причем таким актом может быть не только сам Трудовой кодекс РФ или иной федеральный закон, но и любой подзаконный нормативный акт, содержащий нормы трудового права.

Более того, в ст. 34 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» сказано, что при необходимости на основании предложений органов санитарно-эпидемиологического надзора решениями региональных органов государственной власти или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.

Работодатель должен быть в курсе всех подобных требований, установленных государственными и муниципальными нормативными актами, поскольку ст. 212 ТК РФ запрещает допуск работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных, то есть предусмотренных органами государственной власти или местного самоуправления, медицинских осмотров. Работника, не прошедшего соответствующего медосмотра и приступившего к работе, работодатель согласно ст. 76 ТК РФ должен отстранить от работы.

В период недопущения к работе и отстранения от нее заработная плата работнику не начисляется. Но если работник не прошел обязательный мед­осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

В статье 214 ТК РФ определено, что прохождение обязательного предварительного и периодических медосмотров — обязанность работника. Вместе с тем в ст. 219 ТК РФ сказано, что прохождение внеочередного медицинского осмотра в соответствии с медицинскими рекомендациями является уже правом работника, которое он может реализовывать по своему усмотрению. Обеспечение и обязательных, и внеочередных медосмотров, а также сохранение за работником места и среднего заработка на время таких медицинских осмотров — обязанность работодателя.

За нарушение законодательства о труде и об охране труда в ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях для работодателя установлена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц — от 1000 до 5000 руб., юридических — от 30 000 до 50 000 руб. При этом вместо уплаты штрафа в отношении юридических лиц возможно административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

Обязательные медосмотры

В статье 69 ТК РФ закреплена обязанность работодателя проводить медицинский осмотр несовершеннолетних работников при заключении трудового договора. Аналогичная обязанность распространяется и на иных работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В статье 213 ТК РФ указано, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, проходят обязательные предварительные и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры. Работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок проведения таких осмотров определяются нормативными правовыми актами в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Для большинства профессий правила проведения обязательных медицинских осмотров утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83. Согласно подп. 3.3 этих правил частота проведения периодических медосмотров определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации. При этом периодические мед­осмотры должны проводиться не реже одного раза в два года.

Для отдельных профессий, например для работников автомобильного транспорта, верхолазов, порядок прохождения медицинских осмотров утвержден специальными нормативными актами. А для сотрудников ведомственной охраны в самом Федеральном законе от 14.04.99 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» установлена ежегодная периодичность проведения обязательных медицинских осмотров.

Дополнительная диспансеризация

При всей схожести процедур, осуществляемых при обязательном медосмотре и дополнительной диспансеризации, правовое регулирование этих двух видов медицинских мероприятий различно.

Дополнительная диспансеризация охарактеризована в приказе Минздравсоцразвития России от 04.02.2010 № 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» (далее — приказ № 55н) как осуществляемые учреждениями муниципальной и государственной систем здравоохранения, функционирующими в системе ОМС, медицинские осмотры, направленные на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых. В отличие от обязательных медицинских осмотров в диспансеризации могут участвовать работники всех профессий. Кроме того, участие в диспансеризации является для работника правом, а не обязанностью.

Законодательство не предусматривает и ответственность работодателя за непрохождение его работниками дополнительной диспансеризации. В письме от 07.10.2008 № 7694-ВС «О дополнительной диспансеризации» Минздравсоцразвития России не относит диспансеризацию к обязательным медицинским осмотрам, а значит, все изложенные выше требования, связанные с обеспечением обязательных медицинских осмотров, на участие работодателя в диспансеризации не распространяются.

Таким образом, обеспечение прохождения сотрудниками диспансеризации в рабочее время, равно как и сохранение за ними места и среднего заработка на время прохождения диспансеризации, по общему правилу является правом, а не обязанностью работодателя. Обязанностью это право становится лишь в случае прохождения диспансеризации, предусмотренной ст. 254 ТК РФ, беременными женщинами в соответствии с положением, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2006 № 224.

Дополнительная диспансеризация в 2010 г. осуществляется в соответствии с приказом № 55н. Дополнительной диспансеризации в 2010 г. подлежат работающие граждане, не проходившие ее в предыдущие годы, а также граждане, занятые на работах с вредными условиями труда, независимо от сроков прохождения предыдущих углубленных медицинских осмотров. В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 30.12.2006 № 860 и от 24.12.2007 № 921 граждане, в отношении которых проводилась дополнительная диспансеризация в 2007, 2008 или 2009 г., повторно дополнительной диспансеризации в 2010 г. не подлежат.

Приказом № 55н региональным органам исполнительной власти рекомендовано осуществлять работу по организации проведения дополнительной диспансеризации совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования. На работодателей обязанности по участию в обеспечении диспансеризации этим приказом не возложены.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1146 «О порядке предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» дополнительная диспансеризация осуществляется не за счет средств работодателя, а за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Налоговый учет

Расходы на проведение обязательных медосмотров работодатель вправе учесть при расчете налога на прибыль. Указанные затраты признаются в составе расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, на что прямо указано в письмах Минфина России от 07.11.2005 № 03-03-04/1/340 и от 07.08.2007 № 03-03-06/1/543. При этом необходимо помнить, что расходы работодателя на обязательные медосмотры должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть они должны быть обоснованны, документально подтверждены и связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

При исчислении налога на прибыль учитываются расходы как на периодические, так и на предварительные мед­осмотры. Об этом говорится в письме Минфина России от 06.10.2009 № 03-03-06/1/648. В нем отмечено, что затраты на предварительные медосмотры лиц, которые по результатам осмотра или по иным причинам не были приняты на работу, также учитываются для целей налогообложения прибыли.

Начисленный работнику средний заработок за время прохождения обязательного медосмотра работодатель включает в расходы на оплату труда в соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ. С этих сумм среднего заработка работник в общем порядке уплачивает НДФЛ, а работодатель — страховые взносы, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Вместе с тем ни НДФЛ, ни страховые взносы не уплачиваются с сумм расходов, произведенных работодателем на оплату стоимости обязательных мед­осмотров. На это Минфин России указывает в письме от 21.11.2008 № 03-03-06/4/84.

Предусмотренные законодательством обязательные медосмотры

Профессия

Обязательный предварительный медосмотр

Обязательные периодические мед­­осмотры

Нормативное обоснование

Лица, не достигшие 18 лет

+

Ст. 69 ТК РФ

Работники организаций пищевой промышленности

+

+

Ст. 213 ТК РФ, ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

Работники организаций общественного питания

+

+

Ст. 213 ТК РФ, ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ

Работники организаций торговли

+

+

Ст. 213 ТК РФ

Работники водопроводных сооружений

+

+

Ст. 213 ТК РФ

Работники лечебно-профилактических учреждений

+

+

Ст. 213 ТК РФ

Работники детских учреждений

+

+

Ст. 213 ТК РФ

Работники, выполняющие работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств

+

+

Ст. 328 ТК РФ

(О порядке проведения медицинских осмотров работников автомобильного транспорта см. приказы Минздрава СССР от 29.09.89 № 555, Минздравмедпрома России от 14.03.96 № 90)

Спортсмены

+

+

Ст. 348.3 ТК РФ

Работники, занятые в процессах производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и продуктов его переработки

+

+

Ст. 22 Федерального закона от 02.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»

Персонал, занятый в процессе производства пищевой масложировой продукции

+

+

Ст. 16 Федерального закона от 24.06.2008 № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию»

Педагогические работники

+

Ст. 51 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании»

Работники ведомственной охраны

+

Ст. 6 Федерального закона от 14.04.99 № 77-ФЗ «О ведомственной охране»

Работники на производстве, предусматривающем обращение с источниками ионизирующего излучения

+

+

Ст. 14 Федерального закона от 09.01.96 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»

Персонал объектов по хранению и по уничтожению химического оружия

+

+

а также медосмотры до и после смены

Ст. 14 Федерального закона от 02.05.97 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия»

Кандидаты в водители и водители транспортных средств

+

+

а также предрейсовые, послерейсовые и текущие медицинские осмотры водителей

Ст. 23 Федерального закона от 10.12.95 № 19 6-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Работники на работе, непосредственно связанной с движением поездов

+

+

а также предрейсовые или предсменные медицинские осмотры работников, профессии которых входят в перечень приказа Минтранса России от 28.03.2007 № 36

Ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

Работники объектов использования атомной энергии

+

+

Постановление Правительства РФ от 01.03.97 № 233

Верхолазы (верхолазными считаются все работы, когда основным средством предохранения работников от падения с высоты во все моменты работы и передвижения является предохранительный пояс)

Крановщики (машинисты крана)

Лифтеры скоростных лифтов

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)»

Работники, обслуживающие действующие электро­установки с напряжением 42 В и выше переменного тока, 110 В и выше постоянного тока

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники лесной охраны

Работники на валке, транспортировке и первичной обработке леса

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники нефтяной и газовой промышленности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, а также при морском бурении

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники гидрометеорологических станций и сооружений связи, расположенных в полярных, высокогорных, пустынных, таежных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, в сложных климатических условиях

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Геологоразведчики, топографы, строители и т.п. в отдаленных, малонаселенных, труднодоступных, тундровых, заболоченных и горных районах (в том числе работающие вахтово-экспедиционным методом)

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники взрыво- и пожароопасных производств

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники военизированной охраны, служб спецсвязи, инкассации и других ведомств, которым

разрешено ношение огнестрельного оружия и его применение

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники на производствах, связанных с обслуживанием установок и емкостей с внутренним давлением газов и жидкостей выше 1,1 атм.

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники на работах, выполняемых в условиях измененного геомагнитного поля (экранированные помещения, заглубленные сооружения)

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники на подводных работах

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники на подземных работах

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники служб по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Работники газоспасательной службы и газоспасательной дружины

Работники отрядов по предупреждению возникновения и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов

Работники военизированных горных и горноспасательных служб

Работники пожарной охраны

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники, осуществляющие деятельность с применением изолирующих средств индивидуальной защиты и фильтрующих противогазов с полномерной лицевой частью

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники на судах

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники, осуществляющие деятельность в условиях пониженного и повышенного атмосферного давления

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Учащиеся образовательных организаций общего и профессионального образования перед началом и в период прохождения практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники организаций бытового обслуживания (банщики, работники душевых, парикмахерских)

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники бассейнов и водолечебниц

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники гостиниц, общежитий, пассажирских вагонов (проводники)

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники медицинской промышленности и аптечной сети, связанные с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Обязательные медицинские освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции

Врачи и медицинский персонал центров по профилактике и борьбе со СПИДом, учреждений здравоохранения, специализированных отделений и структурных подразделений учреждений здравоохранения, занятые непосредственным обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работы с лицами, инфицированными вирусом

+

+

Постановление Правительства РФ от 04.09.95 № 877

Врачи и медицинский персонал лабораторий, которые осуществляют обследование населения на ВИЧ-инфекцию и исследование крови и биологических материалов, полученных от лиц, инфицированных вирусом

+

+

Постановление Правительства РФ от 04.09.95 № 877

Научные работники, специалисты, служащие и рабочие научно-исследовательских учреждений, предприятий по изготовлению медицинских иммунобиологических препаратов и других организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус

+

+

Постановление Правительства РФ от 04.09.95 № 877