Поступил объект ОС. Принимаем к учету

| статьи | печать

Приобрести имущество организация может несколькими способами. Например, она может его купить, получить в виде вклада в уставный капитал либо в качестве подарка. Кроме того, организация может изготовить объект основных средств своими силами. Рассмотрим особенности принятия объектов основных средств к бухгалтерскому учету в каждом из перечисленных случаев.

Приобретение основных средств за плату в рублях

Основные средства учитываются на счетах бухгалтерского учета по своей первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Определяя первоначальную стоимость, покупатели основных средств должны руководствоваться п. 8 ПБУ 6/01. Согласно указанной норме первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;

— суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

— суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

— таможенные пошлины и таможенные сборы;

— невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

— вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

— иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Справка
Если в договоре не указана стоимость приобретенного имущества, ее следует определять исходя из стоимости аналогичных объектов, приобретаемых в сопоставимых обстоятельствах (п. 11 ПБУ 6/01 и п. 30 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением объектов ОС (п. 8 ПБУ 6/01).

В соответствии с Планом счетов все затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа, отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств». Аналитический учет ведется по каждому приобретенному объекту основных средств.

По дебету счета 08 отражаются фактические затраты организации, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств. После этого сформированная первоначальная стоимость основных средств списывается со счета 08 в дебет счетов 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Обратите внимание, что на счет 03 принимаются к учету только те активы, которые предназначены для предоставления за плату во временное владение или во временное пользование.

Сальдо по счету 08 отражает величину капитальных вложений организации в незаконченные операции по приобретению основных средств.

Необходимо отметить, что бухгалтер не вправе держать на счете 08 объект движимого имущества, если он полностью готов к эксплуатации, то есть если не требуется никаких работ по приведению объекта в состояние, годное к эксплуатации. Арбитры согласны с этой позицией. В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.06.2009 № А33-11961/08-Ф02-2387/09 судьи пришли к выводу, что для принятия основного средства к учету на счете 01 не требуется фактического его ввода в эксплуатацию. Главную роль играет то, с какой целью объект был приобретен. Если актив предназначен для использования в деятельности организации, значит, бухгалтер должен его включить в состав основных средств на момент готовности к эксплуатации. Объект, не требующий монтажа, учитывается на счете 01 в момент его приобретения.

Позицию арбитражных судей разделяют и работники финансового ведомства. В письме от 09.06.2009 № 03-05-05-01/31 Минфин России указал, что для принятия к учету в качестве основного средства достаточно, чтобы объект был предназначен для использования в деятельности предприятия. Соответственно активы, по которым сформирована первоначальная стоимость и которые приведены в состояние, пригодное для использования в деятельности организации, независимо от того, используются они или нет, включаются в состав основных средств.

Что касается основных средств, которые нужно привести в состояние, годное для эксплуатации, например смонтировать, то для их учета используются другие счета. Оборудование, требующее монтажа, учитывается на счете 07 «Оборудование к установке». В свою очередь, аналитический учет по счету 07 ведется по местам хранения оборудования и отдельным его наименованиям (маркам, видам). Затраты на приобретение такого оборудования отражаются по мере их поступления на склад на счете 08. На счете 07 не могут быть учтены, например, транспортные средства, свободно стоящие станки, строительные механизмы.

Со счета 08 основные средства переводятся на счет 01 «Основные средства», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении активов, находящихся на балансе организации.

Отметим, что основные средства бухгалтер принимает к учету на счете 01 по его первоначальной стоимости. Если объект принадлежит нескольким организациям сразу, то он отражается в учете каждой из них на счете 01 в размере соответствующей доли.

Пример 1
ООО «Стикс» приобрело оборудование, требующее монтажа. Специализированная организация в том же месяце его смонтировала, установила, после чего оборудование было введено в эксплуатацию. Стоимость объекта составила 500 000 руб., в том числе НДС 76271,19 руб. Оплата услуг специализированной организации — 42 000 руб., в том числе НДС 6406,78 руб.

Бухгалтер ООО «Стикс» сделал следующие проводки:

Дебет 07 Кредит 60

— 423728,81 руб. (500 000 руб. – 76271,19 руб.) — принято к учету оборудование, требующее монтажа;

Дебет 19 Кредит 60

— 76271,19 руб. — учтен НДС по приобретенному оборудованию;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

— 76271,19 руб. — предъявлен НДС к вычету из бюджета;

Дебет 08-3 Кредит 07

— 423728,81 руб. — передано оборудование в монтаж;

Дебет 08-3 Кредит 60

— 35593,22 руб. (42 000 руб. – 6406,78 руб.) — учтена стоимость услуг специализированной организации;

Дебет 19 Кредит 60

— 6406,78 руб. — учтен НДС со стоимости услуг специализированной организации;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

— 6406,78 руб. — НДС предъявлен к вычету из бюджета;

Дебет 01 Кредит 08-3

— 459322,03 руб. (423728,81 руб. + 35593,22 руб.) — смонтированный объект принят к учету в качестве основного средства.

При учете объектов недвижимости следует помнить, что они подлежат обязательной государственной регистрации. Это относится и к транспортным средствам (ст. 131 ГК РФ).

Мнение судей таково, что отсутствие госрегистрации права собственности не является основанием для освобождения организации от обязанности учета недвижимости в составе основных средств (постановления ФАС Поволжского округа от 03.02.2010 № А57-22457/2008 и Волго-Вятского округа от 24.03.2010 № А82-2570/2009-27).

Приобретение основных средств за иностранную валюту

Порядок оценки основных средств, приобретенных за иностранную валюту, в бухгалтерском учете зависит от порядка расчетов с поставщиком. Об этом говорит п. 9 ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте».

Если сначала поступило основное средство, а оплата была произведена позже, то пересчет стоимости основного средства в рубли осуществляется по курсу ЦБ РФ на дату принятия его к учету в качестве вложений во внеоборотные активы (счет 08). С этого момента рублевая оценка основного средства фиксируется и в дальнейшем уже не пересчитывается (как бы ни менялся курс ЦБ РФ).

Рассмотрим некоторые из возможных вариантов формирования покупной стоимости объекта основных средств у покупателя, когда стоимость объекта определена в иностранной валюте (условных единицах), а оплата осуществляется в рублях.

Пример 2
Организация приобретает у поставщика основное средство производственного назначения — компьютер стоимостью 1200 у.е. на условиях последующей оплаты. В момент оприходования основного средства курс доллара составлял 28 руб., в момент оплаты задолженности — 27 руб. После полной оплаты основное средство было введено в эксплуатацию.

На момент оприходования товара кредиторская задолженность составила 33 600 руб. (1200 у.е. х 28 руб./долл.). Но организация должна заплатить за компьютер 32 400 руб. (1200 у.е. х 27 руб./долл.), так как курс доллара изменился.

Положительная курсовая разница составила 1200 руб. (33 600 руб. – – 32 400 руб.).

Однако не стоит забывать о п. 14 ПБУ 6/01, где сказано, что стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством и самим ПБУ 6/01. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается лишь в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств.

Таким образом, организация, приобретая основное средство за иностранную валюту, должна определить его стоимость по курсу ЦБ РФ на дату принятия к учету на счете 08. В рассматриваемом случае это 33 600 руб. При изменении курса валюты в дальнейшем рублевая оценка не пересчитывается (п. 10 ПБУ 3/2006).

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

Дебет 08 Кредит 60

— 33 600 руб. — принято к учету поступившее основное средство;

Дебет 01 Кредит 08

— 33 600 руб. — актив принят к учету в составе основных средств;

Дебет 60 Кредит 52

— 32 400 руб. — произведена оплата поставщику;

Дебет 60 Кредит 91

— 1200 руб. — отражена положительная курсовая разница.

Оплаченные авансом основные средства принимаются к учету в рублях по курсу, действовавшему на дату выплаты аванса, в части, приходящейся на данную предварительную оплату.

Пример 3
Организация приобретает у поставщика основное средство производственного назначения — компьютер стоимостью 1200 у.е. на условиях предварительной оплаты. В момент выплаты аванса курс доллара составлял 28 руб., в момент принятия к учету — 27 руб.

Бухгалтер сделает следующие проводки:

Дебет 60 Кредит 52

— 33 600 руб. — произведена оплата поставщику;

Дебет 08 Кредит 60

— 33 600 руб. — принят к учету поступивший актив по курсу на дату перечисления аванса;

Дебет 01 Кредит 08

— 33 600 руб. — актив принят к учету в составе основных средств.

Если бы ситуация произошла в 2007 г., то бухгалтер принял бы основное средство к учету по стоимости 32 400 руб., так как до 1 января 2008 г. в бухгалтерском учете рублевая стоимость основных средств, приобретенных на условиях предоплаты, определялась по курсу, действовавшему на дату принятия к учету, а не на дату предоплаты.

Получение имущества в виде вклада в уставный капитал

Организации, созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью, должны руководствоваться Федеральным законом от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ).

Оплата долей в уставном капитале общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами (п. 1 ст. 15 Закона № 14-ФЗ). Денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале ООО, утверждается решением общего собрания участников, принимаемым всеми участниками единогласно.

Если номинальная стоимость доли составляет более 20 000 руб., к оценке имущества, вносимого в ее оплату, должен привлекаться независимый оценщик.

Отметим, что уставом ООО могут быть установлены виды имущества, которое не может быть внесено для оплаты долей в уставном капитале общества (абз. 4 п. 2 ст. 15 Закона № 14-ФЗ).

Для организаций, созданных в форме закрытых или открытых акционерных обществ, аналогичные правила оценки имущества, вносимого в оплату акций, установлены в ст. 34 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Согласно указанной норме денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями.

При оплате дополнительных акций неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций, производится советом директоров (наблюдательным советом). Особенности определения денежной оценки для этого случая прописаны в ст. 77 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ.

При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено федеральным законом. Причем величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом), не может быть выше оценки, произведенной независимым оценщиком.

Устав акционерного общества также может содержать ограничения на виды имущества, которым могут быть оплачены акции общества.

Согласно п. 9 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями.

В письме Минфина России от 07.05.2009 № 03-03-06/1/304 финансисты пришли к выводу, что в случае, когда требуется рыночная оценка неденежного вклада, денежная оценка, согласованная с учредителями, не может превышать рыночную оценку, подтвержденную независимым оценщиком. Если рыночная оценка оказалась больше оценки, согласованной учредителями, то в бухгалтерском учете первоначальная стоимость формируется исходя из оценки, указанной в учредительных документах. В таком случае рыночная оценка не принимается во внимание.

Кроме того, в первоначальную стоимость основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал, включаются все затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 12 ПБУ 6/01).

В Плане счетов для обобщения информации о расчетах с учредителями организации по вкладам в ее уставный капитал предназначен счет 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал».

По дебету счета 75 отражается возникновение задолженности учредителей перед обществом по вкладам в уставный капитал, а по кредиту — сумма непогашенной задолженности, равная стоимости вкладов, фактически внесенных учредителями.

Получение вкладов от учредителей отражается по кредиту счета 75 в корреспонденции с дебетом счета 08.

В пункте 28 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств дана необходимая схема проводок.

Пример 4
Один из учредителей ООО «Квадра» вносит в счет вклада в уставный капитал принадлежащий ему компьютер. Денежная оценка вклада в соответствии с учредительными документами — 30 000 руб. Остаточная стоимость компьютера по данным налогового учета передающей стороны — 25 000 руб. 

В бухгалтерском учете ООО «Квадра» были сделаны следующие записи:

Дебет 08 Кредит 75

— 30 000 руб. — погашена задолженность учредителя по взносу в уставный капитал;

Дебет 01 Кредит 08

— 30 000 руб. — компьютер принят к учету в качестве объекта основных средств.

По правилам ПБУ 6/01 компьютер включается в состав основных средств по первоначальной оценке, то есть по стоимости 30 000 руб.

Безвозмездное получение основных средств

Поступление основных средств на безвозмездной основе — явление нередкое. Способов, по которым организация может безвозмездно получить имущество, всего два, и оба они регулируются Гражданским кодексом РФ.

В первом случае организация получает основное средство по договору дарения, согласно которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность (ст. 572 ГК РФ). Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (п. 3 ст. 574 ГК РФ).

Другим случаем безвозмездного получения основного средства является пожертвование, то есть дарение вещи в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты, благотворительным, научным и учебным учреждениям, а также другим субъектам гражданского права (ст. 582 ГК РФ).

Одним из условий пожертвования имущества юридическим лицам может быть использование ими этого имущества по определенному назначению. Юридическое лицо, принявшее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию такого имущества.

Если по каким-либо обстоятельствам использование имущества по назначению становится невозможным, оно может быть использовано по другому назначению только с согласия лица, это имущество пожертвовавшего.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы (п. 10 ПБУ 6/01). Причем такая цена не должна быть ниже остаточной стоимости основного средства по данным налогового учета передающей стороны (письмо Минфина России от 05.12.2008 № 03-03-06/1/674). При определении текущей рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, а также экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств и др.

К первоначальной стоимости объектов основных средств, полученных безвозмездно, необходимо добавить также фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 12 ПБУ 6/01).

Согласно п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации» активы, полученные организацией безвозмездно, являются прочими доходами. На основании Плана счетов рыночная стоимость безвозмездно полученных основных средств отражается по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Безвозмездные поступления» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств». По мере признания в отчетном периоде прочих доходов, в данном случае по мере начисления амортизации по безвозмездно полученному имуществу, в бухгалтерском учете производится запись по дебету счета 98, субсчет «Безвозмездные поступления» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

Пример 5
Организация получила по договору дарения ксерокс, рыночная цена которого 25 000 руб. Срок полезного использования — 36 месяцев. Амортизация в соответствии с принятой учетной политикой организации начисляется линейным способом. 

В бухгалтерском учете организации надо сделать следующие проводки:

Дебет 08 Кредит 98

— 25 000 руб. — отражена рыночная стоимость безвозмездно полученного основного средства;

Дебет 01 Кредит 08

— 25 000 руб. — ксерокс принят к учету в составе основных средств.

Ежемесячно до полного списания стоимости объекта или его выбытия делаются следующие проводки:

Дебет 26 (20, 23, 25…) Кредит 02

— 694,44 руб. (25 000 руб. : 36 мес.) — начислена амортизация;

Дебет 98 Кредит 91

— 694,44 руб. — признан доход в сумме, равной сумме начисленной амортизации.

Изготовление объектов ОС собственными силами

Предприятие может самостоятельно изготавливать или сооружать объекты основных средств. На практике к таким активам относят:

— продукцию собственного производства, изготовленную сотрудниками самой организации;

— построенные объекты основных средств.

Для целей бухгалтерского учета правила оценки основных средств, которые изготовлены силами работников организации, установлены п. 8 ПБУ 6/01. Согласно данной норме первоначальная стоимость таких активов определяется исходя из суммы фактических затрат, связанных с производством объекта, то есть его изготовлением. Финансисты уверены, что в первоначальную стоимость необходимо включать также взносы на обязательное социальное страхование, начисленные на выплаты работников, участвовавших в изготовлении основных средств (письмо Минфина России от 15.03.2010 № 03-03-06/1/135).

Что касается второго варианта (строительство объекта основных средств), то учет в таком случае зависит от выбранного способа строительства: подрядного или хозяйственного.

При строительстве подрядным способом необходимо заключить договор с подрядчиком. Выполненные и оформленные в установленном порядке работы организация-заказчик учитывает на счете 08, субсчет «Строительство объектов основных средств» согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядной организации. Все затраты на приобретение, сооружение и доведение до состояния, в котором основное средство пригодно к эксплуатации, формируют первоначальную стоимость. Уже сформированная первоначальная стоимость списывается со счета 08 в дебет счета 01 (03).

Помимо ПБУ 6/01 существует еще один документ, которым бухгалтер должен руководствоваться при учете построенных объектов независимо от способа их строительства: Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное письмом Минфина России от 30.12.93 № 160.

Отметим, что этот документ уже немного устарел и применяется только в той части, которая не противоречит более поздним нормативным актам. Например, п. 3.1.7 данного Положения гласит, что снос старых построек, находящихся на строительной площадке, не включается в первоначальную стоимость основных средств. А нормы ПБУ 6/01, в частности п. 8, разрешают формировать первоначальную стоимость с учетом всех затрат, связанных со строительством. Так как затраты на снос старых построек на земельном участке, предназначенном для строительства, имеют непосредственное отношение к объекту строительства, то их необходимо включать в первоначальную стоимость строящегося объекта.

Если организация, не являющаяся строительной, осуществляет строительно-монтажные работы хозяйственным способом, то возникает необходимость раздельного учета затрат по разным видам деятельности (по основному виду деятельности и по строительной деятельности).

В ходе строительства на счете 08 собираются все затраты, формируя себестоимость строительно-монтажных работ. Все затраты на счете 08 до ввода объекта в эксплуатацию составляют незавершенное производство. Законченный объект принимается к учету на счете 01 или на счете 03, если объект предназначен для сдачи в аренду по первоначальной стоимости, которая складывается из суммы фактических затрат на строительство.

Если изготовленное организацией имущество — это объект недвижимости, необходимо помнить, что право собственности на него подлежит государственной регистрации. Пункт 52 Методических указаний предоставляет право принимать объекты недвижимости к учету, не дожидаясь получения документов, подтверждающих право собственности. Если документы переданы на государственную регистрацию, а объект фактически введен в эксплуатацию, организация вправе учесть его на счете 01.

Не всегда организации хватает собственных средств на финансирование строительства, поэтому она привлекает займы и кредиты, за пользование которыми платит проценты. Учет процентов по займам и кредитам регламентирует ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам».

Проценты по кредиту относятся на увеличение первоначальной стоимости строящегося объекта с момента начала работ по строительству (п. 7 и 9 ПБУ 15/2008) и до момента наступления одного из двух событий: окончания строительства или начала фактической эксплуатации объекта (п. 12 и 13 ПБУ 15/2008). Уже после наступления одного из указанных событий со следующего месяца проценты учитываются на счете 91.

Строительство объекта может быть приостановлено по разным причинам. Если период приостановки не связан с согласованием технических или организационных вопросов, то проценты не включаются в стоимость объекта с месяца, следующего за месяцем приостановления работ. Правда, это касается случаев, когда работы по строительству останавливаются на срок более трех месяцев (п. 11 ПБУ 15/2008).

Если же заемные средства получены не на цели, связанные с возведением объекта, а используются для финансирования строительства, то проценты по ним включаются в стоимость строящегося объекта пропорционально доле указанных средств в общей сумме займов, полученных на цели, не связанные со строительством (п. 14 ПБУ 15/2008).

Поступление основных средств по договору лизинга

В соответствии с договором лизинга арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. (ст. 2 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»).

Предмет лизинга в соответствии с условиями договора может учитываться на балансе как у лизингодателя, так и у лизингополучателя.

Если имущество числится у лизингополучателя, то согласно п. 8 ПБУ 6/01 он принимает его к учету по первоначальной стоимости. В данном случае это выкупная цена, то есть та сумма, которую перечислит лизингополучатель лизингодателю за полученное имущество. Арбитры пришли к выводу, что расходы лизингополучателя, связанные с доставкой основного средства, полученного по договору лизинга, его доведением до рабочего состояния и т.п., не учитываются в первоначальной стоимости основного средства (постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2009 № А56-41978/2008).

При учете лизинговых платежей есть одна особенность. Как правило, лизинговые платежи состоят из двух частей: плата лизингодателю за имущество и вознаграждение ему же. Так вот, вторая часть лизинговых платежей не должна увеличивать первоначальную стоимость и прямо списывается на счета затрат.

Пример 6
ООО «Ласточка» (лизингополучатель) получило от ООО «Стройинвест» экскаватор. Стоимость лизингового имущества составила 1 200 000 руб. Расходы на доставку оборудования сторонней организацией составили 49 560 руб. (в том числе НДС 7560 руб.). По условиям договора имущество числится на балансе лизингополучателя.

В бухгалтерском учете ООО «Ласточка» (лизингополучателя) были сделаны следующие записи:

Дебет 08 Кредит 76

— 1 200 000 руб. — отражена стоимость полученного лизингового имущества;

Дебет 08 Кредит 60

— 42 000 руб. (49 560 руб. –­ 7560 руб.) — отражены расходы на доставку предмета лизинга силами стороннего перевозчика;

Дебет 19 Кредит 60

— 7560 руб. — учтена сумма «входного» НДС со стоимости услуг доставки;

Дебет 01 Кредит 08

— 1 242 000 руб. (1 200 000 руб. + 42 000 руб.) — введено в эксплуатацию оборудование, полученное в лизинг;

Дебет 68 Кредит 19

— 7560 руб. — принят к вычету «входной» НДС со стоимости услуг по доставке;

Дебет 60 Кредит 51

— 49 560 руб. — оплачены услуги стороннего перевозчика по доставке.

Рассмотрим такую ситуацию: договором лизинга может быть предусмотрено условие, по которому лизингополучатель выкупает имущество. При этом выкупная стоимость может выплачиваться равномерно, например ежемесячно, вместе с лизинговыми платежами. В таком случае данные платежи будут формировать первоначальную цену. В этом уверены контролирующие органы (письмо Минфина России от 25.06.2009 № 03-03-06/1/428).

(Подробнее о бухгалтерском и налоговом учете основных средств
читайте в журнале «
Экономико-правовой бюллетень», 2010, № 8)