Еще в начале года планировалось, что к дате вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (1 июля) договаривающиеся стороны завершат все формальности и союз заработает в полную силу. Но реальность, как всегда, с планами не совпала. Что мешает полноценному функционированию союза и с какими сложностями встретятся российские участники ВЭД?
Россия и Казахстан успели до 1 июля 2010 г. ратифицировать Соглашение о Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС). С Белоруссией сложнее. Официальных данных о ратификации с ней этого соглашения нет. Тем не менее президент Александр Лукашенко утверждает, что это уже сделано.
К установленному времени страны-участницы все же не смогли уладить все формальности. Свидетельство тому — письмо ФТС России от 01.07.2010 «О порядке зачисления ввозной таможенной пошлины». Оказывается, что к 30 июня 2010 г. были завершены внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу Соглашения по основному вопросу — об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие). Поэтому ФТС России извещает, что до особого распоряжения сохраняется действующий в настоящее время порядок перечисления ввозной таможенной пошлины. Но оставим общие проблемы и сконцентрируемся на собственных.
Вступление в силу ТК ТС должно было бы означать, что наш Таможенный кодекс РФ утрачивает силу. Вместе с тем ТК ТС содержит более 200 отсылочных положений, которые отдают регулирование различных вопросов на откуп национальным законодательствам государств — участников союза. У нас все это должно было воплотиться в законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Но этот закон до сих пор не принят. 18 июня Госдума приняла его в первом чтении. И основные споры по нему только начинаются.
Страсти по законопроекту
Работу по подготовке законопроекта «О таможенном регулировании в Российской Федерации» изначально поручили Минэкономразвития. Однако ФТС России внесла на обсуждение министерств и ведомств свой вариант. Очевидно, что она написала его под свои потребности. Например, попыталась наделить таможенников правом приостанавливать ввоз любых товаров, помеченных товарными знаками. Уже много лет ей не удается добиться этого.
К счастью, скороспелый законопроект в мае отклонили. Официальная причина: он не снижает, а, наоборот, увеличивает возможности давления таможенников на участников ВЭД.
Минэкономразвития подготовило свой законопроект, в котором также не обошлось без перегибов, но уже в другую сторону. Министерство попыталось фактически вернуть себе право нормотворчества в таможенной сфере. Естественно, ФТС России это не устраивает.
Есть претензии к законопроекту и у Минфина. Его смущает, что проект слишком либерален в вопросах освобождения от обеспечения уплаты таможенных платежей. В частности, обеспечение могут не вносить лица, к которым у таможенников не было претензий в течение двух последних лет. По мнению Минфина, не нужно забывать и о финансовой устойчивости участника ВЭД. Кроме того, у него есть сомнения по поводу создания сети платежных терминалов по приему таможенных платежей, которую Минэкономразвития предложило организовать на границе.
Окончательно законопроект будет принят в осеннюю сессию.
Пока же, по замыслу чиновников, будет действовать...Таможенный кодекс РФ, но в части, не противоречащей ТК ТС.
Как же участнику ВЭД понять, когда применять нормы одного кодекса, а когда другого? ФТС России попыталась помочь.
Письма в помощь
• Письмо ФТС России от 29.06.2010 № 01-11/31847 «О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ».
В пункте 274 письма разъяснено, какие нормы Таможенного кодекса РФ не применяются и какие нормы ТК ТС действуют вместо них.
Текст письма формализован и лаконичен:
«57. Статья 124 ТК РФ не применяется, за исключением абзаца второго пункта 6. Применяются статьи 180, 181, 182 ТК ТС».
• Письмо ФТС России от 29.06.2010 № 01-11/31846 «О порядке действий при помещении товаров под таможенную процедуру и таможенном контроле товаров в условиях функционирования Таможенного союза».
Общие правила перемещения товаров
В целом новый порядок аналогичен применяемому в РФ: совпадают таможенные операции, связанные с прибытием товаров, помещением их на СВХ, доставкой до внутреннего таможенного органа и дальнейшее декларирование в соответствии с выбранной процедурой. Есть различия в терминологии. И основное отличие в том, что если иностранные товары, ввезенные в любое из государств — членов ТС и выпущенные в них для внутреннего потребления, получают статус товаров Таможенного союза (кроме товаров, указанных в Протоколе об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза), то они могут свободно обращаться на всей территории ТС.
Такое же право получают и товары, которые по состоянию на 1 июля 2010 г. признавались отечественными в государствах — членах ТС.
Декларирование
Здесь пока без кардинальных перемен.
В переходных положениях ТК ТС содержится норма о декларировании товаров по принципу резидентства. В статье 368 ТК ТС предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного совета ЕвразЭС декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрирован либо постоянно проживает декларант. Данное переходное положение не распространяется на физизические лица, перемещающие товары для личного пользования, и таможенную процедуру таможенного транзита.
Таможенная декларация на товары, ввезенные на территорию союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, который составляет четыре месяца.
До 1 января 2011 г. будут применяться действующие в РФ формы бланков ГТД и добавочных листов к ней. После этой даты будут введены единые формы, определенные решением Комиссии ТС от 20.05.2010 № 257
Классификация
Для принятия предварительного решения по классификации товаров участники ВЭД могут, как и ранее, обращаться в Управление товарной номенклатуры ФТС России.
Единственное отличие от действующего порядка — изменен срок действия предварительного решения, который сокращен с пяти до трех лет.
Таможенная стоимость
С 1 июля 2010 г. все вопросы определения таможенной стоимости регулируются Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, от 25.01.2008.
Самое важное изменение: в таможенную стоимость теперь включаются расходы по транспортировке, разгрузке, перегрузке до места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Ранее такие расходы включались в таможенную стоимость до аэропорта, морского порта или иного места их прибытия на таможенную территорию РФ.
Уплата таможенных платежей
ФТС России разъяснила, что до вступления в силу закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные сборы, включая порядок и сроки их уплаты, осуществляются в соответствии с ТК РФ. Но кто их может уплачивать?
В статье 79 ТК ТС в качестве плательщиков таможенных пошлин, налогов определены декларанты или иные лица, на которых ТК ТС, международными договорами или законодательством государств — членов ТС возложена обязанность по их уплате. Таким образом, ТК ТС, как и ТК РФ, не предусматривает уплату таможенных пошлин, налогов третьими лицами.
Таможенные пошлины и налоги должны по-прежнему уплачиваться на счет Федерального казначейства. О неприменении Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), подписанного 20 мая 2010 г., говорилось ранее.
Итак, пока при уплате ввозной таможенной пошлины платежный документ необходимо заполнять в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 01.10.2009 № 102н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2004 г. № 106н „Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации“».