Керамические заводы укладывают конкурентов

| статьи | печать

Мировой финансовый кризис сыграл на руку отечественным заводам по выпуску керамической плитки, которые смогли расширить свое присутствие на внутреннем рынке. Ориентируясь на сокращение объемов импорта премиальной продукции, ведущие отечественные игроки поспешили оптимизировать свой ассортимент, инвестируя в разработку более дорогих коллекций. Столкнувшись с сокращением рентабельности поставок и необходимостью оптимизации расходов, международные концерны принимали решение об организации производства на территории России.

Мировой финансовый кризис активизировал процесс импортозамещения на российском рынке керамической плитки. Если в 2008 г. позиции отыгрывали иностранцы — доля керамической плитки, ввозимой из-за рубежа, увеличилась на 3,48 п.п. — до 40,33%, то экономические тенденции 2009 г. сыграли на руку отечественным производителям — доля керамической плитки, произведенной на территории страны, возросла на 8,19 п.п. — до 67,86%. По оценке участников рынка, в 2010 г. российские заводы отыграют у импортных конкурентов еще 2,27 п.п. По итогам 2011 г. доля импортной продукции на рынке керамической плитки снизится до 27,02%.

По оценке компании IndexBox, в настоящее время российский рынок керамической плитки остается перспективным как для российских, так и для зарубежных производителей. Ее потребление из расчета на 1000 жителей России на данный момент составляет приблизительно 1,3 кв. м. Для сравнения: в странах Западной Европы этот показатель превышает 5 кв. м. Аналитики полагают, что вместе с восстановлением докризисного уровня производства керамической плитки доля импортной продукции на рынке стабилизуется на уровне не более 20%. Впоследствии рост всего рынка будет проходить параллельно с восстановлением строительной отрасли и реализацией национальных проектов по обеспечению населения жильем.

Рост производства приведет к увеличению экспорта. По оценке специалистов Marketing Service Group, экспорт достигнет в 2012 г. докризисного уровня. Основными зарубежными покупателями российской плитки будут страны СНГ, в первую очередь Казахстан.

Несмотря на то что отечественные предприятия постепенно расширяют свое присутствие в более высоких ценовых сегментах за счет расширения ассортимента плитки и улучшения качества продукции, законодателями моды остаются иностранные производители. Чтобы понять, кто является основными конкурентами для российских компаний, рассмотрим топ-5 стран — импортеров керамической плитки.

Отдельное место в структуре импорта занимает керамическая плитка из Белоруссии, на долю которой в 2009 г. приходилось 28,8% всей иностранной продукции. Вторым крупнейшим поставщиком керамической плитки стала Испания, занявшая 18,3% в структуре отечественного импорта (6,9 млн кв. м против 12,5 млн кв. м в 2008 г.). Объем поставок из Украины, расположившейся на третьей строчке рейтинга с долей 16,4%, вырос до 6,2 млн кв. м (в 2008 г. — 5,6 млн кв. м). Италия с общим объемом поставок 4,6 млн кв. м заняла 12,2% импорта керамической плитки и сохранила за собой четвертое место, хотя в 2008 г. из этой страны было импортировано 8,3 млн кв. м. В наибольшей мере сократились поставки из Китая (до 4,5 млн кв. м против 13,2 млн кв. м в 2008-м), занявшего пятую строчку. Кстати, в прошлом году замыкающая пятерку крупнейших импортеров Поднебесная занимала второе место. В 2009 г. доля китайской керамической плитки — 11,9%.

Международные концерны переезжают в Россию

По оценке компании Marketing Service Group, уровень импорта будет восстанавливаться медленнее, чем уровень экспорта. Но это не означает, что иностранные компании останутся в проигрыше: серьезной движущей силой импортозамещения является локализация производства на территории России ведущими импортными производителями. Так, в феврале 2009 г. австрийская компания Lasselsberger запустила в Уфе первую очередь завода по производству керамической плитки стоимостью 4,2 млрд руб. В 2010 г. завершится строительство второй очереди. Предприятие планирует производить 20 млн кв. м глазурованной керамической плитки в год.

В конце 2009 г. итальянская группа компаний Marazzi Group вложила 119 млн руб. в покупку орловского завода «Монолит». В планах концерна — на площади 25 тыс. кв. м разместить склады и бизнес-центр, в том числе шоу-румы с продукцией компании. Вместе с заводом в собственность Marazzi Group перейдут три железнодорожные ветки протяженностью 919 м. На реконструкцию крытых помещений и прилегающих территорий новый владелец собирается потратить еще 150 млн руб.

Другое предприятие итальянского холдинга завод «Велор» (г. Орел) сегодня занимает первое место по объемам производства в Marazzi Group в мире. До 2012 г. крупнейший мировой производитель керамической плитки планирует инвестировать в российские предприятия концерна 150 млн евро. Для сравнения: в 2009 г. размеры инвестиций составили 21 млн евро. Вложения позволят в течение последующих четырех лет увеличить объемы производства на 51%.

«Решение не снижать инвестиционную активность мы приняли не случайно. Импорт сегодня переживает не лучшие времена как в России, так и во всем мире. В данном случае локализация производства на территории России — очевидный плюс. Мы не используем импортное сырье, предлагая рынку продукцию европейского качества», — сообщили корреспонденту в пресс-службе Kerama Marazzi.

По оценке итальянских предпринимателей, российский рынок — один из самых перспективных и быстрорастущих в мире по сравнению с европейским, стагнация на котором может продлиться неопределенно долго. «Проблемы европейского рынка кроются именно в его „старости“ и, как следствие, перегруженности, — считают в компании Kerama Marazzi. — При такой огромной конкуренции рынок может развиваться лишь при благоприятной конъюнктуре, и любые снижения спроса для него чреваты серьезными проблемами».

По подсчетам экспертов, благодаря влиянию мирового финансового кризиса экспорт итальянской керамической плитки в европейские страны с 2008 г. сократился на 50%. Особенно это проявилось в Восточной Европе, где стройки практически встали: сокращение импорта итальянской плитки в Литве составило 63%, Латвии — 66, Эстонии — 52, Словении — 27%. Стабильной остается ситуация лишь на рынках Германии и Франции. Спад экспорта в эти страны — 8,5 и 11% соответственно.

Поскольку иностранные производители проявляют интерес к отечественному рынку керамической плитки, в ближайшие два-три года в отрасли будут наблюдаться консолидация активов и обострение конкуренции. Чтобы удержать отвоеванные позиции, российские компании должны работать над улучшением качества продукции и расширением ассортимента, развивать производство премиальной продукции.

Динамика и прогноз емкости рынка керамической плитки в РФ в 2005—2011 гг., млн кв. м

Показатели/ год

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Производство

100,8

122,4

137,6

148,1

117,6

117,5

124,7

Импорт

из Белоруссии

7,3

7,2

9,2

11,03

10,9

10,1

9,7

остальных стран

29,1

38,2

41,5

48,7

26,9

25

24,0

Экспорт

в Белоруссию

8,4

6,9

3,5

3,4

2,1

1,9

2,3

остальные страны

6,7

10

14,6

11,7

11,7

10,5

12,1

Итого емкость рынка

122,1

150,9

170,2

192,73

141,55

140,2

144,0

Источник: Kerama Marazzi

К сведению

Спрос вернется на докризисный уровень через год

По данным информационно-консалтинговой фирмы «ИТКОР», сокращение объемов строительства в 2009 г. (объем строительных работ снизился на 16% относительно уровня 2008 г.) вызвало резкое снижение объемов производства строительных материалов. В частности, общий объем производства керамической плитки сократился более чем на 20% и составил 117,6 млн кв. м.

В начале 2010 г. снижение производства керамической плитки продолжалось. С января по март ее было произведено на 7,5 % меньше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. Исходя из динамики производства керамической плитки в I квартале 2010 г., эксперты предполагали, что объем выпуска в 2010 г. может быть ниже уровня 2009 г. на 6—8%. Но, как выяснилось, в начале года давление на рынок керамической плитки оказывал не столько снижающийся текущий спрос, сколько нереализованные запасы.

По предварительной оценке развития отрасли, проведенной ИТКОР, объем потребления керамической плитки на российском рынке по итогам 2010 г. составит 140—143 млн кв. м при минимальном объеме внутреннего производства 117 млн кв. м и объемах импорта и экспорта 35 и 12 млн кв. м соответственно. В дальнейшем при отсутствии новых внешних экономических возмущений рынок начнет постепенно восстанавливаться и в 2011 г. обеспечит уровень потребления, близкий к уровню 2006 г. (150 млн кв. м).

Потребители предпочитают дешевые стройматериалы

В структуре рынка керамической плитки преобладает плитка экономсегмента. Это связано прежде всего с тем, что строительные организации предпочитают недорогую плитку. Чтобы сдать дом в эксплуатацию, все помещения, в частности, ванные комнаты и кухни, должны быть отделаны. Хозяева квартир обычно сразу после покупки делают ремонт и меняют плитку. В 2009 г. наблюдалось смещение внимания производителей плитки от оптовых к розничным покупателям, демонстрировавшим более стабильный спрос на отделочные материалы по сравнению со строительными холдингами. По данным компании IndexBox, в корпоративном сегменте рынка керамической плитки, ориентированном на строительные компании, произошло сокращение на 30—50%, а в сегменте, ориентированном на частников, — на 7%.