Минпромторг подготовил и разослал для согласования в заинтересованные министерства и ведомства проект постановления Правительства РФ, который предусматривает введение новых, более жестких правил сборки автомобилей зарубежных марок на территории России. В частности, иностранные заводы должны будут в течение четырех лет увеличить использование комплектующих российского производства (уровень локализации) с 30 до 60% и нарастить объемы выпуска до 300 000 машин в год при прежнем требовании 25 000 автомобилей. Лишь при выполнении этих условий компании сохранят предоставленные им ранее налоговые и инвестиционные льготы.
Палки в колеса конкурентам
Недавно президент АвтоВАЗа Игорь Комаров и президент Renault в России Кристиан Эстев обсуждали в Минпромторге перспективы локализации производства комплектующих в России. Одним из пунктов обсуждения, как сообщили корреспонденту «ЭЖ» в пресс-службе министерства, стал вопрос продления режима промсборки легковых автомобилей. АвтоВАЗ и Renault предложили Минпромторгу вернуть возможность иностранным автоконцернам работать в режиме промсборки, но на более жестких условиях.
Прежний режим промышленной сборки позволял производителям ввозить в Россию комплектующие по сниженным ставкам — от 0 до 5%. При этом соглашение обязывало автоконцерн открывать завод в России мощностью не менее 25 000 авто в год со сваркой, окраской и сборкой кузовов, а также доводить уровень локализации до 30%. Однако заключать такие соглашения с Минпромторгом можно было только до ноября 2007 г.
Теперь Минпромторг предлагает снова «открыть окно», правда, на более жестких условиях. По новым требованиям подписавший соглашение о промсборке автопроизводитель обязуется создать в России завод мощностью уже не менее 300 000 авто в год в течение четырех лет. За этот же срок автоконцерн должен построить в России мощности по выпуску двигателей, коробок передач, штампованных деталей кузова в объеме, необходимом для сборки не менее 150 000 машин в год. Кроме того, в течение этих четырех лет он должен довести уровень локализации производства до 60%.
Новым требованиям, которые предлагает Минпромторг, на данный момент смогут соответствовать только альянс Renault — АвтоВАЗ, а также СП Sollers и Fiat. Между тем иностранные автопроизводители уже критикуют нововведения. Так, официальные представители Volkswagen Group Rus считают, что закручивание гаек не поможет привлечь дополнительные инвестиции.
В режиме промсборки работают все заводы иностранных автоконцернов в России, которые успели в 2006—2007 гг. подписать инвестсоглашения с Минэкономразвития и Минпромторгом. Минпромторг предлагает разделить проекты на запускаемые с нуля и действующие. То есть тем концернам, которые уже имеют в России производства, предлагается перезаключить действующие соглашения. Новые условия предусматривают восьмилетние льготы на импорт автокомпонентов для сборки машин. Взамен инвесторы должны за четыре года создать мощности по выпуску 300 000 машин, 200 000 двигателей и (или) КПП и штамповке кузова, а также российский центр разработки автомобилей, за шесть лет — выйти на уровень локализации в 60%. Для тех, кто перезаключает соглашение, установлены более низкий порог инвестиций (500 млн долл. против 750 млн долл. для проектов с нуля) и льготный уровень расчета локализации: на старте проекта она принимается за 35% с учетом уже созданных в России мощностей.
По добровольно-принудительному принципу
О планах Минпромторга ужесточить режим промсборки сообщалось еще в апреле текущего года. Но тогда представители министерства публично и неоднократно заявляли, что изменения коснутся только договоров с новыми автопроизводителями, а действующие соглашения пересматриваться не будут. Однако в августе чиновники словно забыли о своих обещаниях и в полный голос заговорили о перезаключении договоров по новым правилам и тем самым опровергли известную пословицу «Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь».
Правда, в Минпромторге делают оговорку, что переподписываться договоры будут на добровольной основе.
Представители компаний GM, Toyota, Nissan, Hyundai пока воздерживаются от публичных оценок и не спешат комментировать инициативу Минпромторга. Зато Минэкономразвития уже высказало свое отрицательное отношение к проекту ведомства Виктора Христенко. В министерстве сомневаются, что иностранные производители захотят перезаключать договоры, данная инициатива лоббируется в интересах двух консорциумов — Sollers — Fiat и Renault — Nissan — АвтоВАЗ. Опасения Минэкономразвития поддерживают и независимые аналитики. По их мнению, зарубежные автопроизводители не готовы к указанным в проекте инвестициям, поскольку не уверены в росте продаж на российском рынке.
Аналитики сомневаются, что западные концерны станут перезаключать соглашения с повышенными требованиями локализации. И может случиться так, что через несколько лет выгоды от льгот новой промсборки будут только у Sollers и АвтоВАЗа.
Позиция Минпромторга выглядит логичной, говорит Иван Бончев из Ernst & Young: углубить локализацию сборки иномарок в России — благое желание, но «этим надо было заниматься немного раньше». Идея перезаключения инвестсоглашений с повышением уровня локализации могла бы вызвать интерес у инвесторов, если бы они были твердо уверены в росте объема продаж, говорит И. Бончев. Иначе нет смысла инвестировать в дорогостоящие производства автокомпонентов в России. Правда, действующие правила промсборки изначально были щадящими для автоконцернов, отмечает Юлий Матевосов из ИК «Атон», и, похоже, если государство решило их изменить, рано или поздно оно это сделает.