Появилась надежда, что средства, выделяемые государством на содержание детей, можно будет назвать детским капиталом. Сейчас они в обиходе именуются материнским капиталом. Но как быть, если у ребенка, имеющего право на получение денег от государства, нет матери? Судебное разбирательство в Башкортостане вскрыло проблему гендерной дискриминации при возникновении права на материнский капитал, а суд в Екатеринбурге — дискриминацию социальных сирот. Участвующий в судебном разбирательстве Пенсионный фонд РФ традиционно принимает все усилия для того, чтобы лишить граждан предусмотренных законом выплат.
Кому полагается капитал
Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — Закон № 256-ФЗ) предусмотрен закрытый перечень получателей государственных выплат. В соответствии с п. 1 ст. 3 этого закона право на материнский капитал имеют:
1) женщины, родившие или усыновившие второго ребенка после 31 декабря 2006 г.;
2) женщины, родившие или усыновившие третьего ребенка или последующих детей после 31 декабря 2006 г. и ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей и ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу после 31 декабря 2006 г.
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что в силу ограничений, установленных ст. 3, 7 и 13 Закона № 256-ФЗ, материнским капиталом может воспользоваться узкий круг граждан. Но даже если говорить лишь о них, можно заметить дискриминационный характер норм закона, защищающих прежде всего интересы женщины. Судебные разбирательства в российских регионах показали, что, если не толковать данный перечень расширительно, незащищенными остаются, например, права отцов и сирот.
Если нет матери
В Республике Башкортостан и в Свердловской области суды первой инстанции рассмотрели дела, связанные с получением материнского капитала в интересах детей, лишенных материнского воспитания. Пенсионный фонд РФ продолжает отказывать таким детям в мерах поддержки, предусмотренных Законом № 256-ФЗ.
В начале августа Нефтекамский городской суд удовлетворил иск воспитывающего двоих детей отца-одиночки к Пенсионному фонду РФ о получении права на материнский капитал. Дело было направлено в этот суд на повторное рассмотрение в конце мая Верховным судом Республики Башкортостан. В апреле 2010 г. Нефтекамский городской суд отказал отцу в удовлетворении иска, однако это решение было оспорено в Верховном суде Республики Башкортостан при поддержке прокуратуры.
Отказывая истцу в материнском капитале, Пенсионный фонд ссылался на то, что жена истца умерла и на его попечении остались сын от первого брака и годовалая дочь от второго. Поскольку истец является отцом, а не усыновителем собственных детей, исходя из буквального толкования закона материнский капитал ему не полагается.
Суд признал несправедливость подобного вывода Пенсионного фонда. Но фонд намерен оспорить судебное решение.
К сведению
Базовый размер материнского капитала, установленный в ст. 6 Закона № 256-ФЗ, — 250 000 руб. С учетом индексации в зависимости от темпов инфляции его размер в 2010 г. составляет 343 378 руб.
Аналогичную позицию занял Пенсионный фонд и в споре с социальными сиротами из Екатеринбурга. Родную мать двух сестер лишили родительских прав. Опеку над девочками взяла бабушка. Однако ей Пенсионный фонд в праве на материнский капитал отказал, поскольку она является родной бабушкой и опекуном, а не приемной матерью.
Пришлось прибегнуть к помощи прокуратуры, чтобы добиться в Ленинском суде Екатеринбурга решения, подтверждающего право девочек на материнский капитал. Положенные сестрам суммы, распределенные между ними в равных долях, они получат после наступления совершеннолетия.
Если Пенсионному фонду не удастся оспорить эти судебные решения в вышестоящих инстанциях, есть надежда, что повсеместно распространится практика использования материнского капитала в интересах детей, в том числе лишенных материнской опеки. А значит, меры государственной поддержки, цель которых защитить финансовые интересы ребенка, не только в теории, но и на практики станут настоящим детским капиталом без каких бы то ни было дискриминационных ограничений.
В банк или в семью?
Важным шагом на пути к тому, чтобы материнский капитал стал наконец мерой поддержки детей, а не финансовых институтов, можно назвать и поправки, внесенные в законодательство о материнском капитале Федеральным законом от 28.07.2010 № 241-ФЗ.
До недавнего времени закон предусматривал лишь три способа распоряжения материнским капиталом: оплату в будущем образования для ребенка, перевод на счета Пенсионного фонда, вложение в недвижимость. Заметим, что в российских мегаполисах средств материнского капитала хватало лишь для приобретения нескольких квадратных метров жилой недвижимости. Что касается последнего способа, направить деньги на приобретение жилплощади можно было только путем оформления в банке кредита, в том числе ипотечного.
Молодые родители вынуждены были прибегать к услугам кредитных организаций, ставки по которым нельзя назвать доступными для среднего гражданина, тем более с двумя детьми на руках. Фактически закон устанавливал механизм, с помощью которого часть средств материнского капитала на безвозвратной основе (в виде процентов) в безальтернативном порядке поступала в распоряжение банковской системы.
Поправками закреплен механизм, позволяющий инвестировать всю сумму материнского капитала непосредственно в увеличение жилой площади. Это возможно в том случае, если родители собственными силами осуществляют строительство или расширение своего индивидуального дома. Теперь на эти цели могут быть выделены средства материнского капитала.
И хотя ограничения данного вида использования средств государственной поддержки (требования к площади расширяемого дома, оформлению собственности на него и т.д.) создают неудобства при его реализации, введение в законодательство подобного механизма позволяет эффективнее использовать средства материнского капитала в интересах детей.