Сегодня сложилась ситуация, когда многие правовые проблемы, связанные с выдачей молока (заменяющих его продуктов) работникам за вредные условия труда, а также с выдачей лечебно-профилактического питания за особо вредные условия труда, оказались неурегулированными. Это связано с тем, что из новых нормативных правовых актов, которые должны были быть изданы взамен устаревших, принята только небольшая часть.
Перечислим типичные вопросы, которые сейчас возникают у предприятий и предпринимателей. Нужно ли продолжать выдавать молоко, если аттестация рабочих мест своевременно не проведена? А если она выявила, что вредные факторы на рабочем месте не превышают норму? Как сочетать требования трудового законодательства с выполнением обязательств по коллективному договору? Когда расходы на выдачу молока должны признаваться в целях налогообложения прибыли и когда не начисляется НДС? Нужно ли упоминать о выдаче молока в трудовом договоре? И в каких случаях перестают действовать льготы по НДФЛ и ЕСН?
Ключ к решению названных проблем - правильная квалификация правовых основ для выдачи молока за вредность:
1) по закону;
2) исключительно по трудовому и (или) коллективному договорам;
3) согласно локальным нормативным актам организации или без основания.
В первых двух случаях расходы принимаются в целях налогообложения прибыли. Однако порядок налогообложения только в первом случае существенно выгоднее для налогоплательщика (льготы по НДФЛ и ЕСН, отсутствие НДС).
Законное молоко
Часть законных прав работника
Напомним главное правило: когда выдача молока относится к мероприятиям работодателя, связанным с обеспечением законных прав работников на охрану труда (гл. 36 ТК РФ), молоко выдается независимо от наличия соответствующего условия в коллективном или трудовом договоре.
На работах с вредными условиями труда сотрудникам согласно ст. 222 ТК РФ выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.
Вместо молока по письменному заявлению работника ему может быть выплачена компенсация в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов. Естественно, компенсация должна быть предусмотрена коллективным и (или) трудовым договорами.
На работах с особо вредными условиями труда сотрудникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.
Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, правила осуществления компенсационной выплаты устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства РФ от 13.03.2008 N 168 дано поручение Минздравсоцразвития России до 30.12.2008 утвердить новые нормы и условия, порядки и перечни. Но пока они не утверждены, применяются старые:
- Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденный Приказом Минздрава России от 28.03.2003 N 126 (далее - Перечень Минздрава);
- Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, утвержденные Постановлением Минтруда России от 31.03.2003 N 13 (далее - Нормы и условия);
- Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, Рационы лечебно-профилактического питания, Нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов, Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, утвержденные Постановлением Минтруда России от 31.03.2003 N 14.
Охрана труда начинается с аттестации рабочих мест
Основные понятия в области охраны труда приведены в ст. 209 ТК РФ. В частности, аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Основной документ, который до 1 сентября 2008 г. определял процедуру оценки условий труда на рабочих местах, - это Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест, введенное в действие с 1 июля 1997 г. Постановлением Минтруда России от 14.03.1997 N 12.
С 1 сентября 2008 г. действует Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569.
И старый, и новый документы обязывают работодателя проводить аттестацию рабочих мест каждые пять лет.
Нормативной основой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в частности, являются:
- Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (Р 2.2.2006-05), утвержденное Роспотребнадзором 29.07.2005;
- стандарты системы безопасности труда (ССБТ);
- санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы.
Работодатель, в частности, обязан обеспечить:
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (ст. 212 ТК РФ).
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки в том числе качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 216.1 ТК РФ).
Согласно ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, различные компенсации, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Размеры компенсаций и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Последний абзац ст. 219 ТК РФ гласит:
"В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются".
Когда прекращается выдача молока
Исходя из процитированного положения ст. 219 ТК РФ, некоторые специалисты делают вывод: если аттестация рабочих мест не проведена своевременно, оснований для бесплатной выдачи молока нет. В дальнейшем эти основания могут появиться, только если проведенная аттестация подтвердит присутствие на данном рабочем месте вредных производственных факторов, превышающих безопасную концентрацию.
Данный вывод направлен как против работника (если работодатель по истечении пяти лет после последней аттестации сразу прекратит выдачу молока), так и против работодателя (если он продолжает выдавать молоко).
Аналогичный вывод может быть сделан и в отношении выдачи лечебно-профилактического питания, с чем также трудно согласиться.
Согласно п. 3 Норм и условий молоко и другие равноценные пищевые продукты бесплатно выдаются работникам в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте производственных факторов, предусмотренных Перечнем Минздрава.
В силу п. 7 Норм и условий при обеспечении безопасных условий труда работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока с учетом мнения профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками органа.
В соответствии с п. 3 Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания оно выдается бесплатно только тем, для кого предусмотрено вышеназванным Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда.
Согласно п. 17 упомянутых Правил работодатель может принимать решения о прекращении бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания в случае создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда субъекта Российской Федерации и органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.
ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 01.04.2004 N А31-2993/1 сделал вывод, что бесплатная выдача молока не поставлена в зависимость от результатов аттестации рабочих мест, проведенной в целях установления размеров превышения предельно допустимых концентраций или предельно допустимых уровней химических веществ в воздухе рабочей зоны. Основанием для выдачи молока работнику является его фактическая занятость на работах, связанных с производством или применением химических веществ, предусмотренных в вышеназванном Перечне.
Из сказанного можно сделать следующие выводы:
- выдача молока за вредность по закону - это частный случай компенсационных выплат работникам, работа которых непосредственно связана с вредными условиями труда;
- если условия труда на рабочем месте являются особенно вредными, работодатель обязан выдавать таким работникам уже не молоко (или равноценные продукты), а лечебно-профилактическое питание и витамины.
Работодателю вменяется в обязанность регулярно проводить аттестацию рабочих мест в целях выявления мест, где присутствуют вредные, особо вредные и опасные производственные факторы. Проведение аттестации выгодно для работодателя, поскольку именно он должен доказывать соответствие условий труда нормативным актам. Ведь условия работы на неаттестованных рабочих местах не могут считаться безопасными. И работники вправе потребовать различные компенсации и даже отказаться от работы, если посчитают, что она угрожает их жизни и здоровью вследствие нарушения требований охраны труда (ст. ст. 219, 379 ТК РФ).
Работодатель согласно ст. 220 ТК РФ должен будет оплачивать время простоя. И скорее всего, трудовые инспекции и суды поддержат в таких спорах работников.
В ст. 220 ТК РФ также говорится, что государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.
При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами) работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.
Рассмотрим такую ситуацию. Рабочее место, на котором раньше присутствовали вредные факторы, обозначенные в Перечне Минздрава, и при работе на котором работнику полагалось молоко, по результатам аттестации признано безопасным.
По нашему мнению, организация не обязана выдавать работнику молоко по закону, если соблюдается одно из условий:
- с результатами аттестации согласился профсоюз или иной уполномоченный работниками орган (иной порядок может быть установлен в коллективном договоре);
- результаты аттестации подтверждены государственной экспертизой.
Возможна иная ситуация. Рабочее место, на котором присутствовали вредные факторы, обозначенные в Перечне Минздрава, и поэтому работнику, соответственно, выдавалось молоко, по какой-либо причине еще не аттестовано. В этой ситуации организация обязана продолжать выдавать молоко по закону.
Мнение, что бесплатное молоко положено, только если проведена аттестация рабочих мест и имеется подтверждение присутствия на данном рабочем месте вредных производственных факторов, на наш взгляд, верно только отчасти. Оно применимо к новым рабочим местам, а также к тем старым рабочим местам, на которых не было вредных факторов, и в отношении тех работников, которым не выдавалось молоко.
Возможно, приведенные выводы будут скорректированы после принятия Минздравсоцразвития России новых норм и правил выдачи молока за вредность.
Налог на прибыль: три основания на выбор
В числе расходов на оплату труда, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, упоминаются:
- начисления компенсирующего характера, связанные с условиями труда, в том числе надбавки за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, производимые в соответствии с законодательством РФ (п. 3 ст. 255 НК РФ);
- стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством РФ питания и продуктов (п. 4 ст. 255 НК РФ).
По мнению ФНС России и Минфина России, расходы на выдачу молока за вредность принимаются в целях налогообложения по п. 4 ст. 255 НК РФ.
Под упомянутым в данной норме бесплатным питанием следует, по нашему мнению, понимать выдаваемые в соответствии с законом пайки и довольствие (например, военнослужащим). Молоко, выдаваемое за вредность, - это не обычное питание, а продукт, компенсирующий вредные условия труда в целях профилактики профессиональных заболеваний. Поэтому, если и учитывать его стоимость в составе расходов на оплату труда, корректнее это делать по п. 3 ст. 255 НК РФ - как компенсацию в натуральном виде.
В то же время многие арбитражные суды расходы на выдачу молока за вредность относят в состав прочих расходов, принимаемых при налогообложении прибыли.
В качестве примера можно привести Постановления ФАС Московского округа от 03.07.2008 N КА-А40/5780-08, Западно-Сибирского округа от 18.08.2006 N Ф04-4871/2006(251121-А27-33), Ф04-4871/2006(25597-А27-33), Волго-Вятского округа от 20.01.2006 N А11-4741/2005-К2-27/196.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Полагаем, что в силу п. 4 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе самостоятельно определить, по какому основанию он будет отражать в налоговом учете расходы на выдачу молока работникам в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Льготы по "зарплатным" налогам
Согласно п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДФЛ и ЕСН соответственно все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).
Следовательно, стоимость молока (или других равноценных пищевых продуктов), выдаваемого работникам в соответствии со ст. 222 ТК РФ и по утвержденным Минтрудом России нормам (которые должно переутвердить Минздравсоцразвития России), не облагается ЕСН, с нее не удерживается НДФЛ. Если не начисляется ЕСН, не должны начисляться и пенсионные взносы.
НДС: споры не утихают
Официальная позиция ФНС России высказана еще в Письме от 12.09.2005 N 04-1-03/644@: выдача молока по закону не облагается НДС при условии признания данного расхода в целях налогообложения прибыли. Однако налоговые инспекторы на местах иногда продолжают сомневаться.
Арбитражная практика складывается в пользу налогоплательщиков (см. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20.01.2006 N А11-4741/2005-К2-27/196, Западно-Сибирского округа от 18.08.2006 N Ф04-4871/2006(251121-А27-33), Ф04-4871/2006(25597-А27-33), Уральского округа от 26.05.2008 N Ф09-3597/08-С3). Суды применяют норму пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ. Она гласит, что не облагаются НДС операции по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на приобретение которых при исчислении налога на прибыль принимаются к вычету.
Это важно! "Входной" НДС по расходам на приобретение молока принимается к вычету, если соответствующее вредное производство выпускает продукцию, облагаемую НДС.
Как налогообложение зависит от аттестации
В печати встречается мнение, что расходы на выдачу молока за вредность можно учесть в целях налогообложения прибыли, только если по результатам аттестации условия труда признаны вредными. Авторы ссылаются на Письма Минфина России от 18.06.2007 N 03-04-06-01/192 и от 01.08.2007 N 03-03-06/4/104. Но Минфину приписывают то, чего он не утверждал.
В указанных Письмах рассматривается ситуация, когда на предприятии проведена аттестация рабочих мест, условия труда на которых раньше признавались вредными. По ее результатам установлено наличие вредных производственных факторов, но уровни их воздействия не превышали установленных нормативов. Несмотря на это, организация продолжала осуществлять бесплатную выдачу молока и соков работникам.
Именно в связи с описанной ситуацией в Письмах говорится: что не признаются вредными условия труда, при которых уровни воздействия вредных производственных факторов не превышают установленных нормативов; что, если выдача молока производится работникам, занятым на рабочих местах, условия труда на которых не признаны вредными по результатам аттестации, налогоплательщик не вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на стоимость выданного молока; что такие расходы в данных условиях не относятся к компенсационным выплатам и облагаются НДФЛ и ЕСН и что выдача молока должна облагаться НДС в силу п. 1 ст. 39 и п. 1 ст. 146 НК РФ.
Мы полностью согласны с этим мнением Минфина России, но с оговоркой: это относится только к случаю, когда выдача молока не была предусмотрена еще и положениями трудового или коллективного договора. Если же аттестация не проведена своевременно и предприятие продолжает выдавать молоко, полагаем, что расходы на его выдачу должны учитываться в целях налогообложения.
Выдача молока по соглашению
И дополнительные, и повышенные...
Напомним норму ст. 219 ТК РФ: повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя в соответствии со ст. 41 ТК РФ могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Предположим, в коллективном договоре предусмотрена выдача молока работникам, занятым на определенных работах или имеющим определенные профессии, независимо от наличия вредных производственных факторов на рабочем месте. И перечень таких работ и профессий прилагается к договору.
В таком случае предприятие обязано выдавать молоко работникам по коллективному договору (согласно приведенному перечню) независимо от результатов аттестации рабочих мест.
Этот вывод будет справедлив и для случая, когда выдача молока включена в условия трудового договора.
Бухгалтерам и налоговым специалистам такого предприятия при проведении аттестации рабочих мест нужно быть предельно внимательными.
Во-первых, аттестация может "высветить" в качестве вредных такие рабочие места, на которых согласно перечню из коллективного договора работникам не положена выдача молока. Теперь работникам нужно будет выдавать его независимо от положений в коллективном или трудовом договоре (первая группа).
Во-вторых, части работников выдавать молоко нужно будет как по закону, так и по коллективному (трудовому) договору (вторая группа).
В-третьих, части работников нужно будет выдавать молоко только в соответствии с коллективным (трудовым) договором (третья группа).
Налогообложение расходов на молоко для первых двух групп работников нужно производить в порядке, описанном выше. А о налогообложении молока для третьей группы работников мы сейчас поговорим.
Налог на прибыль: молоко как оплата труда
Для третьей группы работников молоко можно считать компенсационной частью оплаты труда, выдаваемой в натуральной форме.
К расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ относятся, в частности, "другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором" (п. 25 ст. 255 НК РФ).
Обратимся к п. 25 ст. 270 НК РФ. Согласно этой норме при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде предоставления питания по льготным ценам или бесплатно. Исключение - специальное питание для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и в случаях, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В то же время существует неясность по поводу правомерности признания в расходах стоимости питания для ситуации, когда в трудовых договорах (контрактах) нет ссылки на конкретный пункт коллективного договора.
По мнению Минфина России, выраженному в Письме от 03.03.2005 N 03-03-01-04/1/87, п. 25 ст. 270 НК РФ следует применять в связке с п. 21 ст. 270 НК РФ.
Согласно указанному п. 21 при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов). В Письме говорится, что для отнесения затрат на оплату питания работников к расходам на оплату труда нормы коллективного договора следует отразить в трудовых договорах, заключенных с конкретными работниками.
В Письме Минфина России от 22.08.2006 N 03-03-05/17 (и в ряде других писем) разъясняется, что дополнительное вознаграждение, предусмотренное в коллективном договоре, но не предусмотренное в трудовом договоре, нельзя признать в налоговом учете. В том же Письме предложен выход: необходимо сослаться в трудовом договоре на положение коллективного договора или локального акта организации.
Такой подход подтверждается выводами Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.08.2006 N Ф04-5211/2006(25441-А67-42).
По нашему мнению, позиция финансового ведомства оправданна для премий, но неправомерна для выплат в виде бесплатного питания. Иначе говоря, п. 21 ст. 270 НК РФ не следует применять одновременно с п. 25 ст. 270 НК РФ. То есть коллективного договора для обоснования расходов на выдачу молока вполне достаточно.
Наша позиция подтверждается многочисленной арбитражной практикой. Причем дел, в которых данная проблема рассматривается исключительно в целях налогообложения прибыли, не так уж и много (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 14.02.2007, 21.02.2007 N КА-А40/331-07, Поволжского округа от 15.07.2008 по делу N А57-6558/2006-22, Центрального округа от 08.09.2005 N А08-5999/04-20). Большинство судов, опираясь на положения только лишь коллективного договора, обосновывают необходимость отнесения затрат на питание в расходы на оплату труда для начисления ЕСН (см. ниже).
Так, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 15.07.2008 N А57-6558/2006-22 рассматривается следующая ситуация.
Между работодателем и первичной профсоюзной организацией заключен коллективный договор. Один из пунктов этого документа обязывает работодателя обеспечивать выдачу лечебно-профилактического питания в соответствии с Перечнем производств и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 07.01.1977 N 4/П-1, и приложением к коллективному договору.
Суд установил, что указанный советский документ утратил силу. Однако это никак не отражается на действии приложения к коллективному договору, в котором установлен конкретный перечень применительно к данной организации.
Следовательно, работодатель обязан обеспечивать сотрудников питанием по данному перечню, если это выгодно для работников.
Такой подход обусловлен ст. 41 ТК РФ: в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Согласно ст. 255 НК РФ и с учетом п. 25 ст. 270 НК РФ расходы организации на лечебно-профилактическое питание, которые предусмотрены коллективным договором, но не предусмотрены нормативными документами государства, в целях налогообложения должны учитываться в составе расходов на оплату труда. См. также Постановление ФАС Уральского округа от 16.10.2008 N Ф09-7442/08-С3.
НДС: спорам приходит конец
Налоговики стараются признать операцию выдачи молока по соглашению (а не по закону):
1) как безвозмездную передачу в рамках оплаты труда в натуральной форме - если они согласились принять стоимость такого молока в расходах;
2) как безвозмездную передачу, не связанную с оплатой труда, - если они не принимают данные расходы в целях налогообложения.
В целях гл. 21 НК РФ безвозмездная передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказания услуг признается реализацией товаров (работ, услуг) и облагается НДС (п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Как поступить в случае передачи товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) при оплате труда в натуральной форме?
В данной ситуации налоговая база рассчитывается как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения налога. Это следует из п. 2 ст. 154 НК РФ.
Такая позиция (правда, не в отношении выдачи молока, а в отношении бесплатной выдачи работникам чая и кофе) выражена в Письме Минфина России от 05.07.2007 N 03-07-11/212. Существуют арбитражные решения в пользу начисления НДС (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17.02.2005 N А31-314/13, Северо-Западного округа от 10.08.2005 N А05-2053/2005-31, Восточно-Сибирского округа от 05.03.2005 N А10-5695/02-Ф02-748/05-С1).
В то же время суд любого уровня, несмотря на прямое указание п. 2 ст. 154 НК РФ о включении в налоговую базу по НДС оплаты труда в натуральной форме, может посчитать это необоснованным в силу отсутствия объекта налогообложения.
Во многих случаях арбитражные суды не считают оплату труда в натуральной форме (например, в виде продуктов питания) объектом обложения НДС (см. Определение ВАС РФ от 11.06.2008 N 7333/08, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 18.02.2008 N Ф08-402/2008-127А, Западно-Сибирского округа от 15.09.2008 N Ф04-5056/2008(10064-А75-25), Северо-Западного округа от 26.09.2005 N А44-1500/2005-15, Западно-Сибирского округа от 16.10.2006 N Ф04-6696/2006(27316-А75-42)).
Это важно! ВАС РФ в Определении от 03.03.2009 N ВАС-1699/09 установил следующее. Стоимость бесплатного питания сотрудников не включается в налоговую базу по НДС, если такое питание осуществляется в рамках выполнения обязательств по коллективному договору с трудовым коллективом и учитывается налогоплательщиком как форма оплаты труда при исчислении НДФЛ и ЕСН.
Многие суды делают вывод, что отношения по выдаче работникам продуктов питания в соответствии с коллективным договором являются трудовыми, а не гражданско-правовыми. В связи с этим отсутствует реализация по смыслу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, а присутствует передача для собственных нужд по смыслу пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ.
Такая передача признается объектом обложения НДС, только если расходы на нее не учитываются в целях налогообложения прибыли. Если же учитываются, то данные операции не являются объектом обложения НДС.
От "зарплатных" налогов не уйти
Стоимость молока, выдаваемого исключительно по коллективному (или трудовому) договору, облагается НДФЛ и ЕСН. Такой расход нельзя отнести к компенсационным выплатам в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ.
Нужно учитывать, что, если вы выбрали позицию "начислять НДС", в стоимость дохода работников, облагаемого НДФЛ и ЕСН, необходимо включать сумму НДС (п. 1 ст. 211, п. 4 ст. 237 НК РФ).
Выдача молока по решению работодателя
Здесь нужно четко различать характер локального нормативного акта предприятия.
Например, если в приказе, обосновывающем выдачу молока той или иной категории работников, имеются ссылки на трудовое законодательство, а в трудовых договорах имеются ссылки на этот приказ, такие отношения будут аналогичны выдаче молока по коллективному договору.
Но если в трудовых договорах нет ссылки на соответствующий приказ, выдачу молока трудно признать обоснованным расходом при налогообложении прибыли. По крайней мере с оплатой труда такой расход не связан.
Возможно, стоимость выдаваемого молока можно учесть как прочий расход (например, по пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ), используя ссылку на ст. 219 ТК РФ.
Речь идет о положении, допускающем повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которые могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Но подобной арбитражной практики мы не нашли. Разъяснений Минфина России также нет.
Если расход не признается в целях налогообложения прибыли, выдачу молока следует рассматривать как безвозмездную передачу другим лицам и облагать ее НДС, исходя из рыночных цен. В силу п. 3 ст. 236 НК РФ выдача молока не будет облагаться ЕСН. А вот НДФЛ удержать нужно.