12 сентября Базельский комитет по банковскому надзору обнародовал новые требования к капиталу глобальных банков. Это часть всемирно принятой программы по недопущению впредь кризисов, аналогичных тому, который случился в 2008—2009 гг.
Многие наблюдатели скептически и даже с юмором восприняли мотивировку более жестких регулятивных требований к банкам: от кризисов, без которых экономика не живет, говорили они, не спасут самые жесткие требования. Представители Германии какое-то время высказывались против того, чтобы принимать базельские нововведения, но в конце концов центральные банки 27 европейских экономик признали, что будут вынуждены одобрить эти меры.
«Банкам после принятия нового свода норм регулирования банковской деятельности понадобятся дополнительные сотни миллиардов евро, — заявил Reuters член совета управляющих Европейского центрального банка и председатель Базельского комитета по банковскому надзору Наут Веллинк. — Адаптационный период составит около восьми лет, и цифры будут изменяться постепенно».
Требования, получившие неформальное название «Базель III», будут подписаны высшими лицами ведущих в экономическом отношении государств мира на саммите «двадцатки» в Сеуле в ноябре нынешнего года.
Суть «Базеля III» коротко можно изложить так.
1. Банки должны будут внедрять новые требования постепенно. Начало процесса — 1 января 2013 г., окончание планируется на 1 января 2019 г.
2. Капитал первого уровня должен быть увеличен с нынешних (требования «Базеля II») 4 до 6% активов, взвешенных по риску.
3. Акционерный капитал вместе с нераспределенной прибылью должен быть также увеличен — с 2% активов, взвешенных по риску, до 4,5%.
4. Вводятся два специальных буфера капитала — резервный и антициклический. Резервный должен составлять по 2,5% активов. Антициклический буферный капитал вводится на случай перегрева экономики в периоды кредитного бума, он может составлять от 0 до 2,5%. Требования к капиталу первого уровня и к общей достаточности капитала формируются с учетом буферных капиталов.
5. Финансовые институты обязаны ограничить выплаты бонусов и дивидендов, пока не будут выполнены требования по формированию буферных капиталов.
6. Дополнительные инструменты, прежде включавшиеся в расчет достаточности капитала — отложенные налоги, инвестиции в финансовые институты и тому подобное, будут также плавно выводиться из расчета достаточности капитала.
С одной стороны, предложенные в регламенте «Базеля III» требования выглядят весьма и весьма жесткими — их исполнение поставит большинство банков в непростое положение. С другой — срок, установленный для приведения положения в банках в соответствие с «Базелем III», достаточно продолжительный, банки смогут нарастить капитал безболезненно или почти безболезненно.
Немаловажно и то, что в первоначальном проекте «Базеля III» требования были более высокими, в частности, как удалось узнать средствам массовой информации, каждый из новых буферов должен был составить 3%.
Рынок положительно реагировал на базельские новости прежде всего потому, что требования оказались более мягкими, чем опасались аналитики, и сроки исполнения требований весьма щадящие.
Что касается российских банков, большинство из них не справилось не только со стандартами «Базеля II», но и даже с переходом на международную систему финансовой отчетности. Те банки, бумаги которых сейчас представлены на биржах, а именно Сбербанк, ВТБ, «Возрождение» и «Санкт-Петербург», уже удовлетворяют требованиям «Базеля III».
Минимальные требования к составу капитала и период их внедрения, %, к 1 января соответствующего года
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 | |
Доля акионерного капитала |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
Резервный буфер |
0,625 |
1,25 |
1,875 |
2,5 | |||
Акционерный капитал + буфер |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
5,125 |
5,75 |
6,375 |
7,0 |
Сокращение 15-процентной подушки финансовых инструментов,
|
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
100 | |
Коэффициент достаточности капитала |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
Достаточность капитала + буфер |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
8,625 |
9,25 |
9,875 |
10,5 |
Источник: Базельский комитет по банковскому надзору