«Во глубине сибирских руд…» Эти строки великого поэта невольно вспоминались во время выступлений участников ежегодного бизнес-форума «Модернизация», организованного «Деловой Россией». Частный бизнес несырьевых отраслей может стать реальным локомотивом модернизации экономики. Но для этого государство должно гуманизировать уголовное законодательство и провести широкую амнистию граждан, попавших в места заключения за экономические преступления.
В первую очередь перерабатывающий бизнес, а не сырьевой реально заинтересован в модернизации, уверен председатель «Деловой России» Борис Титов. Именно предприимчивые люди, которые в докладе «МодерниЗАция экономики России», подготовленном к форуму, названы ценным и ограниченным ресурсом, должны стать двигателями модернизации.
Бизнесмены обрабатывающих отраслей могут обеспечить России необходимые для модернизации экономики инвестиции, но власть обязана создать благоприятные условия для их реализации в новые предприятия и проекты.
Пока же самые опасные риски для бизнеса в нашей стране по-прежнему связаны с избыточным регулированием и, как следствие, с коррупцией чиновников, убежден депутат Госдумы Андрей Назаров. «Часть бизнесменов находится в тюрьме, другие опасаются туда попасть, а часть вязнет в административных барьерах», — вторит ему вице-президент «Деловой России» Александр Галушка.
Необходимо продолжить гуманизацию уголовного законодательства, в основе которой должен лежать принцип «за экономические преступления — экономические наказания», считают делороссы. Они подготовили комплекс конкретных предложений по гуманизации Уголовного кодекса РФ, а также проекты законов о внесении соответствующих поправок в действующее законодательство.
Прежде всего в УК РФ целесообразно выделить преступления в сфере предпринимательской деятельности, при этом термины и понятия должны по смыслу соответствовать терминологии Гражданского кодекса. Уголовное преследование по предпринимательским составам нужно осуществлять по заявлению потерпевшего (организации, должностного лица, предпринимателя и т.п.) или с его согласия. Это усложнит оборотням в погонах возбуждение уголовных дел по надуманным основаниям.
Одной из первостепенных мер, предваряющих комплексную реформу УК РФ, может стать конкретизация составов преступлений по ст. 159 «Мошенничество», ст. 160 «Присвоение или растрата», ст. 165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием».
Позитивным шагом можно назвать повышение планки крупного и особо крупного размера ущерба в ст. 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» (с 1,5 млн до 10 млн руб. и с 6 млн до 20 млн руб. соответственно). А определение крупных и особо крупных размеров из ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» предлагается распространить на ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».
В Уголовно-процессуальном кодексе РФ, по мнению участников форума, важно предусмотреть отбор судей, обладающих соответствующей квалификацией при рассмотрении дел по предпринимательским составам и разрешить проведение следственных действий в помещениях организаций только на основании решения суда.
Между тем, пожалуй, самой востребованной мерой может стать так называемая экономическая амнистия россиянам, которые уже отбывают срок в местах не столь отдаленных за преступления, связанные с предпринимательской деятельностью. Ведь «во глубине сибирских руд» можно не только с огромной прибылью добыть природные ископаемые, но и провести самые тяжелые годы своей жизни. И модернизации экономики.