За все в ответе местная власть

| статьи | печать

Еще одной жертвой аномально жаркого лета-2010 и осенних пожаров в России станет местная власть, которую, по словам главы государства, необходимо взбодрить.

Первыми в отставку подали избранные населением руководители Котовского и Руднянского муниципальных районов Волгоградской области Александр Казачков и Виктор Морозов.

Продолжение следует. В Алтайском крае, например, управление СКП начало доследственную проверку ненадлежащего исполнения должностными лицами обязанностей, приведшего к пожарам в Михайловском районе. Ландшафтные пожары угрожают еще девяти районам на Алтае, 29 районам Новосибирской области, 21 району Забайкальского края, восьми районам Омской области, двум районам Республики Хакассия. По сводкам МЧС России, «вероятность перехода огня на хозяйственные постройки, опоры ЛЭП и другие объекты» существует также в Республике Бурятия, Красноярском крае и Иркутской области, где выдался аномально теплый сентябрь.

Как людям в глаза смотреть!

Многие жители Котовского района искренне жалеют, что человек, которому они доверяют, досрочно покидает пост: «Нашли крайнего. А Александр Николаевич поступил по-мужски».

В этом районе площадью более 2000 кв. км с населением свыше 37 000 человек у МЧС России только одна пожарная команда. В городе Котово у нее шесть машин. В районе еще 25 населенных пунктов, образующих в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ восемь сельских поселений. И только в одном таком муниципальном образовании есть пожарная машина в возрасте 35 лет. Правомочность ее содержания на балансе муниципалитета в любой момент может оспорить надзирающий государственный орган.

В районе нет муниципальных пожарных команд. Причина банальная и типичная — в местном бюджете на это нет средств. На решение вопроса местного значения — «участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района» — муниципальные депутаты каждый год предусматривают расходы из скудного местного бюджета в сумме 100 000 руб. Это три месячных заработка одного среднестатистического российского чиновника.

Из регионального бюджета на подобные цели деньги не выделяются, как и во всех 83 субъектах Федерации.

Добровольные пожарные дружины создать невозможно опять же из-за отсутствия собственных доходов в районном бюджете, не говоря уже о бюджетах поселений, что и может послужить основанием для претензий контролирующих органов относительно статьи содержания пожарной машины-долгожительницы. Собственно, какие меры материальной поддержки добровольным огнеборцам могут позволить муниципалитеты, если зарплата ведущего специалиста в районной администрации 8000 руб.?

Случилось горе. В Котовском и Руднянском районах в огне погибли два человека. И главы районов взяли ответственность на себя. Иначе как смотреть людям в глаза.

Всего в 16 районах Волгоградской области погибло восемь человек, сгорело более 500 домов, без крова остались 900 местных жителей.

Огнеборцы-добровольцы

Извлекло уроки трагедии и руководство МЧС России. Министерство срочно согласовало с федеральными ведомствами и направило в правительство проект закона «О добровольной пожарной охране». Предлагается сформировать дружины огнеборцев в населенных пунктах, куда профессиональная пожарная команда не может доехать за 20 минут, а МЧС России передаст им специальную технику (вряд ли первой свежести).

Министр Сергей Шойгу уже выразил готовность обучать добровольцев на курсах от двух до шести месяцев. Правда, не уточнил, за чей счет. А согласно Федеральному закону от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» товары и услуги договорные подразделения федеральной противопожарной службы предоставляют на возмездной основе (ст. 24 «Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности»). Доходы от такой деятельности направляются в федеральный бюджет. Эта дополнительная часть закона действует с 1 января 2009 г. в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2008 №137-ФЗ.

С 1 января 2005 г. на основании Федерального закона от 22.08.2004 № 112-ФЗ «пожарный закон» лишился сразу двух статей — об обязанностях органов государственной власти Федерации и субъектов РФ в области пожарной безопасности и обязанностях органов местного самоуправления в этой же сфере. С кого теперь спрашивать за природные пожары?

И после буйства двух волн летне-осенних пожаров реанимирован законопроект о добровольных пожарных. Он, по отзывам аналитиков, не посягает на их бюджетное обеспечение и вообще на бюджетные средства. Предполагается, что добровольные пожарные дружины будут существовать на членские взносы и пожертвования. Выходит, и бороться с огнем они будут на собственные средства, объединившись в союзы и ассоциации и создав общественные фонды пожарной безопасности.

МЧС России потратится лишь на формирование пожарных команд в 32 000 (!) населенных пунктах, удаленных от подразделений федеральной противопожарной службы. На создание команд, по информации осведомленных источников, министерство просит из федерального бюджета 19 млрд руб., что сравнимо с годовым бюджетом четырех не самых маленьких субъектов РФ вместе взятых. Что мешало заняться этим раньше хотя бы на основе анализа статистики пожаров?

Между тем ущерб только от одного пожара в Подмосковье оценивается в 6 млрд руб. Такой подсчет сделало пострадавшее Министерство обороны, которое не имело на сгоревшей военной базе достаточных средств для борьбы с огнем. Хотя по действующему законодательству пожарная охрана подразделяется:

  • на государственную противопожарную службу;
  • муниципальную пожарную охрану;
  • ведомственную пожарную охрану;
  • частную пожарную охрану.

На кого же уповать впредь, чтобы не строить более 2000 сгоревших домов, не помогать всем миром более чем 20 000 семей погорельцев?

Ответы читателей «ЭЖ» на вопрос, кто наиболее эффективно действовал в борьбе с пожарами 2010 г., % на 14 сентября 2010 г.

Граждане-добровольцы

65,59

МЧС России

30,11

Зарубежные специалисты

11,83

Федеральная власть

9,68

Общественные организации

6,45

Местная власть

1,08

Бизнес-сообщество

0

Политические партии

0

Примечание. Исследование продлится до 1 октября.

Источник: сайт «ЭЖ»

Статистика пожаров

Годы

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Количество

226 952

218 570

211 163

200 386

187 490

из них:

в сельской местности

77 292

75 699

72 997

37,8%

городах

149 660

142 871

138 166

62,2%

в том числе

в жилом секторе, %

72,5

71

71,3

69,8

Прямой материальный ущерб, млрд руб.

6,8

7,9

8,5

11,9

10,9

Примечание. За восемь месяцев 2010 г. возникло 25,28 тыс. очагов природных пожаров. Это в 1,2 раза больше, чем за аналогичный период 2009 г.

Источник: МЧС России