Бюджетный учет по-новому

| статьи | печать

Для бухгалтеров бюджетных организаций 2009 г. запомнится не только экономическим кризисом, но и новой Инструкцией по бюджетному учету, которая утверждена Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (зарегистрирована в Минюсте России 12.02.2009, регистрационный номер 13309).

Новая Инструкция по бюджетному учету (далее - Инструкция 148н) принята в целях установления Плана счетов бюджетного учета и единого порядка ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение их бюджетов.

Новые правила бюджетного учета вводятся с 1 января 2009 г.

Рассмотрим, что изменилось по сравнению с прежней Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция 25н).

Организация бюджетного учета

Инструкция 148н в этой части в большей степени уточняет терминологию, не затрагивая основных положений Инструкции 25н. Инструкцией 148н расширен перечень тех органов, которые должны руководствоваться этой Инструкцией:

Инструкция 25н

Инструкция 148н

- органы государственной власти;
- органы управления государственных
внебюджетных фондов;
- органы управления территориальных
государственных внебюджетных фондов;
- органы местного самоуправления;
- бюджетные учреждения

- органы государственной власти;
- органы управления государственных
внебюджетных фондов;
- органы управления территориальных
государственных внебюджетных фондов;
- органы местного самоуправления;
- бюджетные учреждения (учреждения);
- органы, осуществляющие кассовое
обслуживание исполнения бюджетов
бюджетной системы РФ (органы
казначейства);
- финансовые органы

При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета следует обратить внимание, что код счета бюджетного учета образуют отныне разряды с 18-го по 26-й.

Ранее (Инструкция 25н) код счета бюджетного учета образовывали разряды с 18-го по 23-й.

С 1 января 2009 г. при отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции 148н, имеют право определять не только главные распорядители средств бюджетов, но также и Федеральное казначейство, и финансовые органы.

План счетов бюджетного учета

Инструкцией 148н изменены нумерация и наименование некоторых счетов, введены и новые счета.

Так, появились новые балансовые счета учета амортизации:

- библиотечного фонда (0 104 07 000);

- недвижимого имущества в составе имущества казны (О 104 10 000);

- движимого имущества в составе имущества казны (0 104 11 000);

- нематериальных активов в составе имущества казны (0 104 12 000).

Добавлены счета для обособленного учета нефинансовых активов имущества казны с кодом синтетического счета 108. Из счетов 205 и 207 ушло понятие "дебиторы", уступив свое место в некоторых счетах аналитического счета 205 понятию "плательщик". Термин "доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ и услуг" сменился на более простой: "доходы от оказания платных услуг". К "услугам" добавились "работы".

Нововведением явились следующие счета:

- 0 210 04 000 "Расчеты по поступлениям с органами казначейства";

- 0 215 00 000 "Вложения в финансовые активы".

Синтетический счет 302, сменив свое прежнее название "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" на новое "Расчеты по принятым обязательствам", потерял "поставщиков и подрядчиков" и на аналитическом уровне.

Добавился счет 0 304 04 600 "Внутриведомственные расчеты по выбытию финансовых активов".

Существенные изменения произошли в разд. 4 "Финансовый результат". В Инструкцию 148н не попали из Инструкции 25н следующие счета:

- 0 401 02 000 "Финансовый результат по резервному фонду";

- 0 402 02 000 "Результат по резервным фондам".

Не менее существенным доработкам подвергся разд. 5 "Санкционирование расходов бюджета". В него введены новые счета.

Синтетические счета:

- 0 502 00 000 "Принятые обязательства";

- 0 503 00 000 "Бюджетные ассигнования";

- 0 504 00 000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности".

Аналитические счета:

- 0 501 10 000 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года";

- 0 501 20 000 "Лимиты бюджетных обязательств первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)";

- 0 501 30 000 "Лимиты бюджетных обязательств второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)";

- 0 501 40 000 "Лимиты бюджетных обязательств второго года, следующего за очередным";

- 0 501 09 000 "Утверждены лимиты бюджетных обязательств";

- 0 502 10 000 "Принятые обязательства на текущий финансовый год";

- 0 502 20 000 "Принятые обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)";

- 0 502 30 000 "Принятые обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)";

- 0 502 40 000 "Принятые обязательства на второй год, следующий за очередным";

- 0 502 02 000 "Принятые обязательства по приносящей доход деятельности";

- 0 503 10 000 "Бюджетные ассигнования текущего финансового года";

- 0 503 20 000 "Бюджетные ассигнования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)";

- 0 503 30 000 "Бюджетные ассигнования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)";

- 0 503 40 000 "Бюджетные ассигнования второго года, следующего за очередным";

- 0 503 02 000 "Бюджетные ассигнования к распределению";

- 0 503 03 000 "Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам";

- 0 503 04 000 "Переданные бюджетные ассигнования";

- 0 503 05 000 "Полученные бюджетные ассигнования";

- 0 503 06 000 "Бюджетные ассигнования в пути";

- 0 503 09 000 "Утвержденные бюджетные ассигнования";

- 0 504 10 000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год";

- 0 504 20 000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности на очередной финансовый год";

- 0 504 01 000 "Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности";

- 0 504 02 000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств".

Изменения в наименовании счетов разд. 5

Номер счета

Наименование счета

Инструкция 25н

Инструкция 148н

0 501 01 000

Утвержденные лимиты
бюджетных обязательств

Доведенные лимиты бюджетных
обязательств

0 501 01 200

Утвержденные лимиты
бюджетных обязательств по
расходам

Доведенные лимиты бюджетных
обязательств по расходам

0 501 02 000

Лимиты бюджетных
обязательств
распорядителей бюджетных
средств

Лимиты бюджетных обязательств к
распределению

0 502 01 000

Принятые бюджетные
обязательства текущего
года

Принятые бюджетные обязательства

0 502 01 200

Принятые бюджетные
обязательства текущего
года за счет расходов

Принятые бюджетные обязательства
по расходам

0 503 01 000

Бюджетные ассигнования

Доведенные бюджетные ассигнования

0 503 01 200

Бюджетные ассигнования
по расходам

Доведенные бюджетные ассигнования
на расходы

Изменения в наименовании некоторых забалансовых счетов

Номер счета

Наименование счета

Инструкция 25н

Инструкция 148н

01

Арендованные основные
средства

Основные средства в пользовании

17

Поступления денежных
средств на банковские
счета учреждения

Поступления денежных средств на
счета учреждения

18

Выбытия денежных средств
с банковских счетов
учреждения

Выбытия денежных средств со
счетов учреждения

Появились и новые забалансовые счета:

- счет 20 "Списанная задолженность, не востребованная кредиторами";

- счет 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению";

- счет 23 "Периодические издания для пользования".

Порядок применения Плана счетов бюджетного учета

Раздел 1. Нефинансовые активы

В разд. 1 нововведением является определение объектов, для которых используется синтетический счет 0 100 00 000. Счет предназначен для учета учреждением объектов нефинансовых активов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также для учета амортизации указанных объектов.

Для учета операций с нефинансовыми активами применяются следующие счета:

- 0 101 00 000 "Основные средства";

- 0 102 00 000 "Нематериальные активы";

- 0 103 00 000 "Непроизведенные активы";

- 0 104 00 000 "Амортизация";

- 0 105 00 000 "Материальные запасы";

- 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы";

- 0 107 00 000 "Нефинансовые активы в пути";

- 0 108 00 000 "Нефинансовые активы имущества казны".

Излагается единый подход к определению первоначальной стоимости нефинансовых активов и ее изменению. Для целей изменения первоначальной стоимости нефинансовых активов уточнено, что частичной ликвидацией является и разукомплектование.

Более четко изложен алгоритм определения срока полезного использования нефинансового актива.

Вначале рассматривается информация, содержащаяся в законодательстве Российской Федерации, устанавливающая сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации.

Если такой информации нет, то принимаются рекомендации, содержащиеся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества.

При отсутствии и такой информации срок полезного использования определяется решением комиссии учреждения по выбытию основных средств.

Надо полагать, что это не опечатка, а определение наименования комиссии, которая будет определять срок полезного использования не только основных средств, но и всех нефинансовых активов.

Учреждениям следует внести соответствующие изменения в приказ о комиссии по выбытию основных средств. Комиссия учитывает:

- ожидаемый срок использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

- ожидаемый физический износ, зависящий от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

- нормативно-правовые и другие ограничения использования объекта;

- гарантийный срок использования объекта;

- срок фактической эксплуатации и ранее начисленная сумма амортизации (для объектов, безвозмездно полученных от бюджетных учреждений, участников бюджетного процесса бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от государственных и муниципальных организаций).

Счет 0 101 00 000 "Основные средства". Из понятия "основные средства" исключено имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Предел, по которому определяется необходимость присвоения инвентарного номера, увеличен до 3000 руб. Условие оформления бухгалтерской записи Дебет 0 101 00 000 "Основные средства" Кредит 0 106 01 410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства" при принятии к учету основных средств по первоначальной стоимости дополнено дооборудованием и модернизацией основного средства.

Отдельно прописаны бухгалтерские записи при безвозмездном получении объектов основных средств:

- в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств:

Дебет 0 101 00 000 "Основные средства"

Кредит 0 304 04 310 "Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств";

- в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, в рамках приносящей доход деятельности, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций, от иных организаций, за исключением государственных и муниципальных, и от физических лиц:

Дебет 0 101 00 000 "Основные средства"

Кредит 0 401 01 180 "Прочие доходы";

- в рамках движения объектов между бюджетными учреждениями разных уровней бюджетов:

Дебет 0 101 00 000 "Основные средства"

Кредит 0 401 01 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";

- при поступлении объектов от наднациональных организаций и правительств иностранных государств:

Дебет 0 101 00 000 "Основные средства"

Кредит 0 401 01 152 "Доходы от поступлений от наднациональных организаций и правительств иностранных государств";

- при поступлении объектов от международных финансовых организаций:

Дебет 0 101 00 000 "Основные средства"

Кредит 0 401 01 153 "Доходы от поступления от международных финансовых организаций".

Добавлена бухгалтерская запись при принятии к бюджетному учету объектов основных средств, поступивших в натуральной форме, при возмещении ущерба, причиненного виновным лицом:

Дебет 0 101 00 000 "Основные средства"

Кредит 0 401 01 172 "Доходы от реализации активов".

В общий перечень первичных документов, которыми оформляется выбытие основных средств, дополнительно включены:

- Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210);

- Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001), кроме объектов основных средств стоимостью до 3000 руб., библиотечного фонда и драгоценностей и ювелирных изделий независимо от стоимости;

- Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях;

- Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306031).

Счет 0 102 01 000 "Нематериальные активы". К условиям, которым должен удовлетворять нематериальный актив, добавлено еще одно: наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив.

Поступление нематериальных активов теперь должно быть оформлено бухгалтерскими записями, отражающими:

- принятие к бюджетному учету положительных результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в сумме произведенных затрат:

Дебет 0 102 01 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов"

Кредит 0 106 02 420 "Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы";

- принятие к бюджетному учету по сформированной стоимости безвозмездно полученных нематериальных активов в зависимости от источника поступления (как и для объектов основных средств).

Счет 0 103 00 000 "Непроизведенные активы". Формирование бухгалтерских записей при приеме к учету безвозмездно полученных непроизведенных активов должно быть оговорено отсутствием дополнительных затрат.

В этой связи возникает вопрос: как отражать безвозмездное поступление непроизведенного актива при наличии таких затрат?

Надо полагать, что для формирования первоначальной стоимости непроизведенного актива логично использовать счет 0 106 03 330 "Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы" с последующим оприходованием на счет 0 103 00 000 "Непроизведенные активы".

Землю и ресурсы недр можно принять только в рамках движения объектов:

- между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

- между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций, от иных организаций, за исключением государственных и муниципальных, и от физических лиц;

- между бюджетными учреждениями разных уровней бюджета.

А вот при передаче непроизведенных активов в качестве принимающей стороны добавляются:

- наднациональные организации и правительства иностранных государств;

- международные организации.

Счет 0 104 00 000 "Амортизация". Этот счет стал использоваться для обобщения данных, характеризующих степень изношенности не только основных средств, нематериальных активов учреждения, но и основных фондов в составе имущества казны.

Стоимость объектов основных средств и нематериальных активов, по которым амортизация не начисляется, увеличена до 3000 руб. Не начисляется амортизация, как и прежде, на драгоценности, ювелирные изделия независимо от стоимости.

А вот для библиотечного фонда правила изменились. На объекты библиотечного фонда стоимостью до 20 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.

Если объекты основных средств и нематериальных активов стоят от 3000 до 20 000 руб. включительно, то амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.

На объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью свыше 20 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.

По объектам материальных основных фондов и нематериальных основных фондов в составе имущества казны амортизация в целях бюджетного учета учитывается в следующем порядке:

- на объекты активов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется;

- на счетах аналитического учета амортизации активов в составе имущества казны отражается сумма амортизации объекта, начисленная на дату его включения в состав имущества казны на основании данных о его первоначальной (балансовой) и остаточной стоимости или о сумме ранее начисленной амортизации (при включении в состав имущества казны объекта, полученного в рамках движения нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями разных уровней бюджетов).

Приятной неожиданностью для бухгалтеров является то, что аналитический учет по счетам учета амортизации активов в составе имущества казны не ведется.

Операции по амортизации активов в составе имущества казны ежемесячно отражаются в общей сумме амортизации в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

В Инструкции 148н подробно расписаны бухгалтерские записи начисления амортизации при различных условиях.

Счет 0 105 00 000 "Материальные запасы". Из перечня того, что относится к материальным запасам, исчезли "предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ".

Вместо этого в Инструкции 148н цитируются положения из преамбулы Общероссийского классификатора основных фондов (ОК 013-94) о том, что не относится к основным фондам.

Среди бухгалтерских записей по принятию к бюджетному учету материальных запасов появилась новые:

- принятие к бюджетному учету материальных запасов (материалов, комплектующих, запасных частей, ветоши, дров и т.п.), остающихся в распоряжении учреждения по результатам проведения демонтажных и (или) ремонтных работ, в том числе работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов:

Дебет 0 105 04 340 "Увеличение стоимости строительных материалов", 0 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

Кредит 0 401 01 180 "Прочие доходы";

- принятие к бюджетному учету материальных запасов, поступивших в натуральной форме, при возмещении ущерба, причиненного виновным лицом:

Дебет 0 105 00 000 "Материальные запасы"

Кредит 0 401 01 172 "Доходы от реализации активов".

В Инструкции 148н приведены бухгалтерские записи при безвозмездной передаче материальных запасов в зависимости от статуса принимающей стороны.

Счет 0 105 07 000 "Готовая продукция". Бухгалтерские записи дополнены записью, отражающей передачу готовой продукции в целях ее использования для нужд учреждения. Передача осуществляется по требованию-накладной (форма 0315006):

Дебет 0 105 00 000 "Материальные запасы"

Кредит 0 105 07 440 "Уменьшение стоимости готовой продукции".

Счет 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы". Расширено назначение данного счета. Кроме учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), изготовлении счет используется для учета затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бюджетному учету в качестве объектов нефинансовых активов.

Приведены бухгалтерские записи для отражения:

- сумм произведенных вложений, сформированных при осуществлении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, результаты которых подлежат применению в деятельности учреждения (по которым получены положительные результаты):

Дебет 0 102 01 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов"

Кредит 0 106 02 420 "Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы";

- списания произведенных вложений, сформированных при осуществлении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, по которым не получены положительные результаты:

Дебет 0 401 01 172 "Доходы от реализации активов"

Кредит 0 106 02 420 "Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы".

Счет 0 108 00 000 "Нефинансовые активы имущества казны". Это новый счет, который предназначен для учета объектов имущества казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов.

Для учета операций с объектами имущества казны применяются следующие счета:

- 0 108 01 000 "Недвижимое имущество в составе имущества казны";

- 0 108 02 000 "Движимое имущество в составе имущества казны";

- 0 108 03 000 "Нематериальные активы в составе имущества казны";

- 0 108 04 000 "Непроизведенные активы в составе имущества казны";

- 0 108 05 000 "Материальные запасы в составе имущества казны".

Объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества.

Порядок отражения в бюджетном учете операций с объектами в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета.

Раздел 2. Финансовые активы

Счет 0 201 01 000 "Денежные средства учреждения на счетах". Произошли изменения в корреспонденции счетов, используемых для отражения движения денежных средств:

- добавлена операция поступления денежных средств головному учреждению (обособленному подразделению без права юридического лица), осуществляющему полномочие по ведению бюджетного учета, от обособленного подразделения (головного учреждения):

Дебет 0 201 01 510 "Поступления денежных средств учреждения на счета", 0 201 03 510 "Поступления средств учреждения в пути"

Кредит 0 304 04 510 "Внутриведомственные расчеты по изменению (увеличению) остатков денежных средств";

- при поступлении средств в отчетном году на восстановление расходов в погашение дебиторской задолженности в качестве кредитуемого счета убран счет 0 401 01 200 "Расходы учреждения";

- при поступлении денежных средств, связанном с зачислением администрируемых учреждением доходов, в качестве кредитуемого счета добавлен счет 0 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет";

- добавлена операция перечисления денежных средств в рамках расчетов между обособленным подразделением и головным учреждением:

Дебет 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты по изменению (уменьшению) остатков денежных средств"

Кредит 0 201 01 610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов", 0 201 07 610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте";

- добавлена корреспонденция счетов, применяемая при получении наличных денежных средств в кассу учреждения:

Дебет 0 210 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств"

Кредит 0 201 01 610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов";

- добавлена запись, отражающая перечисление с лицевого счета, открытого получателю бюджетных средств в финансовом органе (в органе казначейства) по операциям со средствами по приносящей доход деятельности, или с банковского счета денежных средств, поступивших в возмещение причиненного учреждению ущерба, в соответствующий бюджет:

Дебет 0 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

Кредит 0 201 01 610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов".

Счет 0 201 04 000 "Касса". Внесены изменения в порядок оформления бухгалтерских записей по движению наличных денежных средств:

- при поступлении наличных денежных средств с банковского счета убран в качестве кредитуемого счет 0 210 03 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств";

- при поступлении наличных денежных средств с лицевого счета учреждения, открытого в финансовом органе (в органе казначейства), убран в качестве кредитуемого счет 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета";

- при внесении наличных денежных средств на лицевой счет получателя бюджетных средств, открытый в финансовом органе (в органе казначейства), убран в качестве дебетуемого счет 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов".

Счет 0 201 05 000 "Денежные документы". Прием и выдача денежных документов по-прежнему оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами, но с оформлением на них записи "Фондовый". Введено требование вести учет операций с денежными документами на отдельных листах Кассовой книги (форма 0504514). Дополнительно появилась операция по безвозмездной передаче главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств денежных документов, которая оформляется бухгалтерскими записями:

- в рамках движения денежных документов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств:

Дебет 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты"

Кредит 0 201 05 610 "Выбытия денежных документов";

- в рамках движения денежных документов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям:

Дебет 0 401 01 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям"

Кредит 0 201 05 610 "Выбытия денежных документов";

- при безвозмездной передаче организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций:

Дебет 0 401 01 242 "Расходы на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций"

Кредит 0 201 05 610 "Выбытия денежных документов";

- при безвозмездной передаче другим бюджетам бюджетной системы РФ:

Дебет 0 401 01 251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"

Кредит 0 201 05 610 "Выбытия денежных документов".

Счет 0 204 02 000 "Акции и иные формы участия в капитале". Бухгалтерские записи по отражению операций на счете дополнены записями, отражающими:

- учет операций по формированию балансовой стоимости финансовых активов:

Дебет 0 204 02 530 "Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале"

Кредит 0 215 00 630 "Уменьшение вложений в финансовые активы";

- передачу акций и иных форм участия в капитале в казну соответствующего публично-правового образования:

Дебет 0 401 01 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям"

Кредит 0 204 02 630 "Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале".

Счет 0 204 03 000 "Облигации, векселя". Добавлена бухгалтерская запись, отражающая передачу облигаций и векселей в казну соответствующего публично-правового образования:

Дебет 0 401 01 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям"

Кредит 0 204 03 620 "Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале".

Счет 0 205 00 000 "Расчеты по доходам". Введена корреспонденция счетов, отражающая:

- перечисление сумм возвратов доходов бюджета плательщикам:

Дебет 0 205 00 000 "Расчеты по доходам"

Кредит 0 210 04 000 "Расчеты по поступлениям с органами казначейства";

- начисление администратором поступлений межбюджетных трансфертов сумм к возврату в доход соответствующего бюджета, из которого предоставлялись межбюджетные трансферты, неиспользованных межбюджетных субвенций, субсидий, предоставленных в прошлые годы:

Дебет 0 205 05 560 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"

Кредит 0 205 05 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";

- начисление сумм, подлежащих возврату в доход бюджета в счет ранее предоставленных и не использованных соответствующими бюджетами межбюджетных субвенций, субсидий:

Дебет 0 205 05 560 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"

Кредит 0 206 12 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы РФ";

- списание в порядке, установленном бюджетным законодательством, дебиторской задолженности по доходам, нереальной ко взысканию:

Дебет 0 401 01 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами"

Кредит 0 205 00 000 "Расчеты по доходам".

Счет 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам". Включены следующие бухгалтерские записи, отражающие операции по счету:

- зачет субсидий, субвенций, предоставленных автономным учреждениям, бюджетам соответствующих публично-правовых образований, согласно отчету о произведенных расходах, финансовым источником которых являются указанные субсидии, субвенции:

Дебет 0 302 10 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям", 0 302 12 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"

Кредит 0 206 10 660 "Расчеты по выданным авансам по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям", 0 206 12 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации";

- начисление сумм, подлежащих возврату в доход бюджета в счет ранее предоставленных и не использованных соответствующими бюджетами межбюджетных субвенций, субсидий:

Дебет 0 205 05 560 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"

Кредит 0 206 12 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации";

- списание с балансового учета в порядке, установленном бюджетным законодательством, нереальной ко взысканию суммы задолженности по произведенным авансовым платежам:

Дебет 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам"

Кредит 0 401 01 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами".

Счет 0 207 00 000 "Расчеты по бюджетным кредитам". Появилась дополнительная операция - начисление гарантом принятых требований бенефициара об уплате денежной суммы по государственной или муниципальной гарантии при условии возникновения эквивалентных регрессивных требований со стороны гаранта к принципалу:

Дебет 0 207 00 000 "Расчеты по бюджетным кредитам"

Кредит 0 301 01 710 "Увеличение задолженности по внутреннему долгу".

Исключена операция по перечислению сумм по государственным и муниципальным гарантиям, ведущим к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику.

Счет 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами". Основные положения о счете не изменились, за исключением операции выдачи сумм подотчетным лицам, которая дополнена корреспонденцией:

Дебет 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами"

Кредит 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами".

Счет 0 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами". Счет предназначен для учета администратором доходов бюджета (администратором источников финансирования дефицита бюджета) операций по поступлению в бюджет администрируемых им платежей, а также расчетов с финансовыми органами по средствам, поступившим в бюджет на отчетную дату.

Поступления в бюджет учитываются на основании первичных документов, согласно которым отражены операции на лицевом счете администратора, и выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (код формы по КФД 0531761), выписки из лицевого счета администратора источников финансирования дефицита бюджета (код формы по КФД 0531764), предоставляемой органом казначейства соответствующему администратору.

Приведены операции по данному счету.

Счет 0 210 04 000 "Расчеты по поступлениям с органами казначейства". Счет предназначен для учета администратором доходов бюджета (администратором источников финансирования дефицита бюджета) расчетов с органом казначейства по средствам бюджета, находящимся на отчетную дату на счете органа казначейства для их распределения по соответствующим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации и подлежащим зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде.

Суммы поступлений на отчетную дату, подлежащие зачислению в доход соответствующего бюджета в следующем отчетном периоде, учитываются на основании справки о перечислении поступлений в бюджеты (форма 0531468), предоставляемой органом казначейства соответствующим администраторам доходов бюджета (администраторам источников финансирования дефицита бюджета).

Приведены операции по данному счету.

Счет 0 212 00 000 "Внутренние расчеты по выбытиям из бюджета". Операции по счету дополнены проводкой, отражающей передачу произведенных кассовых выплат при реорганизации учреждений:

Дебет 0 212 00 560 "Увеличение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета"

Кредит 0 402 01 000 "Результат по кассовому исполнению бюджета".

Счет 0 215 00 000 "Вложения в финансовые активы". Счет предназначен для учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов, в сумме которых впоследствии будет формироваться первоначальная стоимость акций и иных форм участия в капитале, принимаемых к бюджетному учету в качестве объектов нефинансовых активов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке в разрезе затрат на формирование вложений (инвестиций) в финансовые активы по каждому контрагенту.

Приведены операции по данному счету.

Раздел 3. Обязательства

Счет 0 301 00 000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам". Нововведением является появление новых операций:

- исполнение гарантом в адрес бенефициара государственной (муниципальной) гарантии, по которой возникает право регрессивного требования со стороны гаранта к принципалу:

Дебет 0 301 00 000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам"

Кредит 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами";

- исполнение гарантом в адрес бенефициара государственной (муниципальной) гарантии, по которой не возникает регрессивных требований к принципалу со стороны гаранта:

Дебет 0 301 00 000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам"

Кредит 0 201 01 610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов", 0 201 07 610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте", 0 304 05 290 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по прочим расходам".

Счет 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам". Операции по счету дополнены зачетом субсидий, субвенций, предоставленных автономным учреждениям, бюджетам соответствующих публично-правовых образований, согласно отчету о произведенных расходах, финансовым источником которых являются указанные субсидии, субвенции:

Дебет 0 302 10 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям", 0 302 12 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы РФ"

Кредит 0 206 10 660 "Расчеты по выданным авансам по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям", 0 206 12 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы РФ".

Счет 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты". Расширено определение назначения данного счета. На счете дополнительно учитываются расчеты по средствам от приносящей доход деятельности между головным учреждением и обособленным подразделением без права юридического лица в части операций по централизации и распределению денежных средств.

Расширен перечень операций, отражаемых по дебету и кредиту счета.

Счет 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами". Появились новые операции по счету:

- поступление в бюджет средств от размещения государственных ценных бумаг, полученных в качестве накопленного купонного дохода:

Дебет 0 304 05 231 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по обслуживанию внутреннего долга"

Кредит 0 401 01 231 "Расходы на обслуживание внутреннего долга";

- перечисление в бюджет средств, поступивших на лицевой счет учреждения, открытый в финансовом органе (в органе казначейства), в возмещение причиненного учреждению ущерба, дебиторской задолженности прошлых лет:

Дебет 0 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами", 0 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

Кредит 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами".

Раздел 4. Финансовый результат

Счет 0 401 01 000 "Финансовый результат текущей деятельности учреждения". Добавлена операция по списанию в порядке, установленном бюджетным законодательством, дебиторской задолженности по доходам, источникам финансирования дефицита бюджета, нереальной ко взысканию:

Дебет 0 401 01 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами"

Кредит 0 205 00 000 "Расчеты по доходам", 0 207 00 000 "Расчеты по бюджетным кредитам".

Счет 0 402 01 000 "Результат по кассовому исполнению бюджета". Появилась новая бухгалтерская запись по операции передачи произведенных кассовых выплат.

Раздел 5. Санкционирование расходов бюджета

Назначение счетов не изменилось, изменения коснулись нумерации счетов. Номер счета санкционирования расходов бюджета Плана счетов бюджетного учета в целях отражения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности и принятых учреждениями обязательств формируется с отражением в 22-м разряде номера счета требуемого кода аналитического учета соответствующего финансового года:

1 - текущий финансовый год;

2 - первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год);

3 - второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным);

4 - второй год, следующий за очередным.

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности текущего финансового года на следующий год не переносятся.

Определено, что операции по санкционированию принятых учреждением в текущем финансовом году обязательств должны формироваться с учетом принятых и не исполненных учреждением обязательств.

Прописан порядок переноса показателей по санкционированию показателей (остатков) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированных в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом.

Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года на основании справки (форма 0504833).

Бюджетный учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденных сметными назначениями по приносящей доход деятельности и принятых учреждениями обязательств осуществляется на основании первичных документов (учетных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета, с отражением корреспонденции по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета, предусмотренных Инструкцией 148н.

Инструкция 148н определяет правила аналитического учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности и принятых учреждениями обязательств.

Регламентировано также отражение изменений в показателях бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности и принятых учреждением обязательств, утвержденных в установленном порядке в течение текущего финансового года.

Забалансовые счета

Кроме учета ценностей, временно находящихся в учреждении и не принадлежащих ему, а также бланков строгой отчетности, путевок в дома отдыха и санатории и др. на счетах учитываются также обязательства, ожидающие исполнения.

Счет 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов". Описание счета дополнено положением о том, что при поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату администрирования указанных поступлений такая задолженность списывается с забалансового учета.

Счет 20 "Списанная задолженность, не востребованная кредиторами". На этом счете учитываются суммы не предъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе суммы кредиторской задолженности, не подтвержденные по результатам инвентаризации кредитором в течение срока исковой давности с момента списания задолженности с балансового учета.

Счет 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению". Счет предназначен для учета учреждением (грузополучателем) полученных от поставщика материальных ценностей до момента получения грузополучателем извещения (форма 0504805) и копий документов поставщика на отправленные ценности в адрес грузополучателя. При этом до получения указанных документов пользование имуществом допускается при наличии разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств.

Списание задолженности учреждения, не востребованной кредиторами, осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии учреждения в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета).

Счет 23 "Периодические издания для пользования". Счет предназначен для учета периодических изданий (газет, журналов и т.п.), приобретаемых учреждением для комплектации библиотечного фонда. Периодические издания учитываются в условной оценке 1 руб. за один объект учета - номер журнала, годовой комплект газеты.

Списание периодических изданий оформляется актом о списании исключенной из библиотеки литературы (форма 0504144).

Аналитический учет по счету ведется по объектам учета в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.

Порядок учета операций по централизованному снабжению
материальными ценностями

Обязательным требованием стало отражение в первичных документах поставщика следующих дополнительных реквизитов: полное наименование государственного (муниципального) заказчика; наименование учреждения (грузополучателя); реквизиты государственного (муниципального) контракта, договора, по которому осуществляется централизованная поставка.

К записям, которые делают вышестоящие учреждения - заказчики, добавились записи:

- по договору, контракту, предусматривающему исполнение централизованной поставки в пользу грузополучателя;

- по договору, контракту, предусматривающему исполнение поставки в пользу заказчика с дальнейшей передачей приобретенного имущества в рамках централизованного снабжения в пользу грузополучателя.

Учреждение (грузополучатель) при получении материальных ценностей от поставщика, осуществляющего поставку в рамках заключенного с ним государственного (муниципального) контракта, до поступления от государственного (муниципального) заказчика извещения (форма 0504805) и прилагаемых к нему документов (акта приема-передачи осуществленных вложений в материальные ценности и (или) копий документов, представленных поставщиком в подтверждение поставки материальных ценностей в адрес учреждения (грузополучателя) принимает к учету материальные ценности с отражением их на забалансовом счете 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению".

По поступлении извещения (форма 0504805) и прилагаемых к нему документов (акта приема-передачи осуществленных вложений в материальные ценности и (или) копий документов, представленных поставщиком в подтверждение поставки материальных ценностей в адрес учреждения (грузополучателя)) грузополучатель отражает в учете полученные материальные ценности с одновременным списанием их с забалансового счета 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению".

Приложения к Инструкции 148н

Приложение N 1. Корреспонденция счетов бюджетного учета.

Приложение дополнено до пяти разделов, в которых определена корреспонденция счетов бюджетного учета:

- в бюджетном учреждении. В номер счета добавлен код бюджетной классификации;

- по санкционированию расходов бюджета, осуществляемых главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета;

- по санкционированию расходов бюджета, осуществляемых финансовыми органами;

- по операциям переноса показателей санкционирования расходов бюджета, сформированных по итогам отчетного финансового года, осуществляемых главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджета, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами;

- в органах казначейства и финансовых органах.

Приложение N 2. Унифицированные формы первичных учетных документов.

Не претерпело никаких изменений.

Приложение N 3. Перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей.

Приняты несущественные поправки в наименования отдельных регистров. Внесены изменения в состав обязательных реквизитов и показателей заголовочной части таблицы.

Приложение N 4. Порядок включения кода бюджетной классификации Российской Федерации при формировании номера счета бюджетного учета.

Изменен код вида деятельности для отдельных счетов.