Прежде чем начать использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) в своей предпринимательской деятельности, организация должна поставить ее на учет в налоговых органах. О том, как и в каком порядке следует это делать, читайте в настоящей статье.
Нормативная база
Применение контрольно-кассовой техники на территории РФ при осуществлении денежных расчетов за наличный расчет при продаже товаров, работ, услуг индивидуальными предпринимателями и организациями независимо от организационно-правовой формы собственности является обязанностью хозяйствующих субъектов, установленной Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, используемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговом органе в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ, и иными нормативными правовыми актами.
К таким документам, в частности, относятся Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" (далее - Положение о регистрации), Приказ ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@ "Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники", а также Письмо ФНС России от 05.10.2007 N ШТ-6-06/755@ "О регистрации ККТ индивидуальных предпринимателей".
Информация в заявлении
Регистрация контрольно-кассовой техники в налоговом органе производится на основании заявления о регистрации контрольно-кассовой техники по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой в вышеуказанном Приказе (п. 15 Положения о регистрации).
В данном заявлении указываются следующие реквизиты хозяйствующих субъектов:
- полное наименование организации или ее обособленного подразделения;
- фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, с указанием ОГРН, ИНН/КПП;
- дата регистрации хозяйствующего субъекта с указанием адреса, телефона, телефакса;
- фамилия, имя, отчество руководителя организации и главного бухгалтера с указанием их телефонных служебных номеров;
- модель контрольно-кассовой техники, заводской номер, год выпуска, адрес и место установки контрольно-кассовой техники, номер паспорта контрольно-кассовой техники;
- наименование организации, осуществляющей техническую поддержку контрольно-кассовой техники.
К заявлению о регистрации контрольно-кассовой техники необходимо приложить паспорт контрольно-кассовой техники и договор о технической поддержке.
Данный список необходимых документов для регистрации (заявление, паспорт контрольно-кассовой техники, договор на техническое обслуживание) является исчерпывающим. Следовательно, требование налоговых органов о предоставлении налогоплательщиком иных документов является неправомерным. Но на практике налоговые органы могут отказать в регистрации контрольно-кассовой техники по причине непредставления налогоплательщиком сведений о помещении, где будет эксплуатироваться контрольно-кассовая техника.
Место и сроки регистрации
В соответствии с Положением о регистрации заявление подается в налоговый орган по месту регистрации юридического лица. Если организация имеет в своей структуре обособленные подразделения, применяющие контрольно-кассовую технику, то заявление о регистрации ККТ необходимо подавать в налоговый орган по месту постановки на учет обособленного подразделения данной организации.
Индивидуальные предприниматели подают заявление о регистрации контрольно-кассовой техники в налоговый орган по месту жительства. О том, что индивидуальный предприниматель обязан подать такое заявление именно по месту жительства, свидетельствует и Письмо УФНС России по г. Москве от 30.01.2008 N 22-12/7860, в котором, в частности, говорится, что предприниматель, зарегистрированный по месту жительства в г. Москве и стоящий на учете в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе в г. Омске, должен подать заявление именно в налоговый орган по месту жительства (т.е. в Москве).
Налоговый орган обязан осуществить регистрацию контрольно-кассовой техники в течение пяти рабочих дней. При регистрации кассового аппарата налоговым органом вносится соответствующая запись в книгу учета контрольно-кассовой техники. При этом налогоплательщику выдается карточка регистрации ККТ и возвращаются документы, которые были представлены в качестве приложения к заявлению о регистрации (паспорт контрольно-кассовой техники и договор на техническое обслуживание).
Перерегистрация контрольно-кассовой техники осуществляется также налоговыми органами в течение пяти рабочих дней (п. 16 Положения о регистрации).
Обратите внимание! Ни Положением о регистрации, ни каким-либо иным нормативным документом не установлен срок, в течение которого налогоплательщик должен подать заявление о регистрации контрольно-кассовой техники. Важным является лишь то, чтобы на момент начала осуществления хозяйственных операций за наличный расчет с применением контрольно-кассовой техники она была зарегистрирована в инспекции, иначе налогоплательщик рискует быть привлеченным к административной ответственности в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ.
Для перерегистрации кассового аппарата необходимо заявление, паспорт контрольно-кассовой техники, а также карточка регистрации ККТ.
При этом о регистрации, перерегистрации и о снятии с учета контрольно-кассовой техники делается соответствующая отметка в паспорте ККТ, которая должна быть заверена печатью налогового органа. Если аппарат снимается с регистрации, то налоговыми органами делается соответствующая запись в книге учета контрольно-кассовой техники. В данном случае, как и при регистрации контрольно-кассовой техники, налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика документы, не указанные в Положении о регистрации.
Контрольно-кассовая техника, исключенная из Государственного реестра ККТ, по истечении срока полезного использования может быть снята с учета налоговым органом самостоятельно.
При этом инспекция должна в соответствующем порядке известить налогоплательщика о снятии применяемого им аппарата с регистрации. Налоговый орган обязан сообщить об этом не позднее дня, следующего за днем истечения срока полезного использования контрольно-кассовой техники (п. 19 Положения о регистрации).
Причины отказа в регистрации
Налоговый орган может отказать в регистрации контрольно-кассового аппарата, если он не соответствует требованиям, установленным законодательством, предъявляемым к ККТ, а также в случае, если сведения о регистрируемом аппарате не содержатся в Едином государственном реестре контрольно-кассовой техники.
Если модель исключена из Госреестра, она может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями до истечения срока ее полезного использования только в том случае, если до момента исключения данной модели из Госреестра организация использовала ее в своей деятельности. На данное положение указывает п. 5 ст. 3 Закона N 54-ФЗ.
Эта точка зрения законодателя подтверждается и налоговыми органами в Письме от 15.06.2006 N ММ-6-06/601@ "Об использовании и регистрации в налоговых органах контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, с неистекшим нормативным сроком амортизации".
Более того, в данном Письме налоговые органы указали, что перерегистрация подобной контрольно-кассовой техники производится лишь в следующих случаях:
- при изменении наименования организации, фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя;
- при изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя;
- при реорганизации организации;
- при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность которого в качестве индивидуального предпринимателя была ранее прекращена;
- при внесении в уставный капитал (уставный фонд) организации;
- при регистрации организации физическим лицом, являющимся (являвшимся) индивидуальным предпринимателем, на которого была зарегистрирована контрольно-кассовая техника.
Таким образом, если вы ранее не применяли контрольно-кассовую технику, модель которой была исключена из Государственного реестра контрольно-кассовой техники, то зарегистрировать данный аппарат в налоговых органах не удастся. Об этом свидетельствует и судебная практика, в частности Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.06.2008 N А33-13959/07-Ф02-2351/08.
Следует учесть, что если налоговый орган не доведет до сведения налогоплательщика информацию о том, что применяемая им контрольно-кассовая техника была исключена из Государственного реестра, то он будет не вправе привлечь организацию или индивидуального предпринимателя за неприменение такой контрольно-кассовой техники по истечении срока ее полезного использования. Об этом факте свидетельствует и арбитражная практика, сложившаяся в пользу налогоплательщиков практически во всех регионах (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 03.07.2008 N А82-367/2008-39, Восточно-Сибирского округа от 21.05.2008 N А33-14757/07-Ф02-2097/08, Западно-Сибирского округа от 24.06.2008 N Ф04-3796/2008(7019-А03-32), Московского округа от 23.06.2006 N КА-А40/5396-06 и многие другие).