В минувший вторник, 21 сентября, делегаты V съезда Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» собрались, чтобы составить проект Дорожной карты — 2020, которая должна помочь довести долю занятых в секторе МСП с 20 до 60—70%. Но результат этой работы скорее всего будет похож на пособие по выживанию, которое поможет малому бизнесу протянуть еще десяток лет.
Съезд начался с мажорного выступления заместителя министра экономического развития РФ Анны Поповой, рассказавшей, что за четыре года количество малых предприятий выросло в полтора раза и каждое пятое рабочее место сейчас открывается на малых предприятиях.
Тем не менее выступление представителя Федеральной налоговой службы, вовлеченной в работу малых предприятий гораздо сильнее, чем Минэкономразвития, не дало оснований предполагать, что впечатляющий рост количества малых предприятий и их инвестиций продолжится впредь.
«Вклад малого бизнеса в бюджетную систему России незначительный, — поделился с делегатами отношением к ним заместитель руководителя ФНС Сергей Шульгин. — Поэтому мы дали устное указание налоговым органам не проверять тех, кто находится на едином налоге, и значительно сократить проверки тех, кто находится на упрощенной системе налогообложения». Кроме того, ФНС готовит поправки в законодательство, вводящие обязательное применение упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса с оборотом до 60 млн руб. в год.
Радости на лицах делегатов съезда, представлявших интересы более 370 000 предпринимателей из 81 региона, после этого сообщения заметно не было. Во-первых, при «упрощенке» не уплачивается НДС, что мешает сотрудничеству малых предпринимателей с контрагентами, находящимися на общем режиме, а во-вторых, как заметил глава «ОПОРЫ России» Сергей Борисов, упрощенную систему налогообложения и так использует по собственному выбору подавляющее большинство компаний, чей оборот составляет менее 60 млн руб. Похоже, что представитель налоговых органов попытался выдать оптимизацию работы в собственном ведомстве, которое не хочет тратить много усилий на сбор малого дохода, за благодеяние для бизнеса.
Что на самом деле хотели присутствовавшие в зале, это чтобы их избавили от реформы ЕСН и позволили по поводу всех налогов и сборов общаться с «одним окном», а не множеством требовательных государственных структур. Но господин Шульгин только по-человечески посочувствовал малым предпринимателям, выразив сожаление по поводу того, что правительство не услышало их мнения. Поезд ушел, и надо думать, как приспосабливаться, сказал на прощание чиновник.
Президиум и зал живо подхватили эту тему и стали обмениваться уже найденными схемами ухода от уплаты 34% с фонда оплаты труда. Некоторые, наиболее активные региональные отделения отчитались, что собрали команды юристов, которые разрабатывают схемы минимизации нагрузки на ФОТ. Правда, пока легальных возможностей найдено не так много — закрыться либо перевести бизнес за рубеж.
В ходе дальнейших выступлений делегатов можно было узнать и другие причины, которые выталкивают предпринимателей из страны и профессии. Это и проведенная кадастровая оценка земли, в ходе которой участки оказались переоцененными в 10—20 раз, что привело к неподъемному для малых предприятий росту размера платежей по земельному налогу, и закон о защите персональных данных, принятие которого также должно ввергнуть бедных бизнесменов в расходы по этой защите, и проект закона «О полиции», где отыграны назад немалые законодательные победы по ограждению малого бизнеса от излишнего внимания правоохранительных органов . Особенно досадным для делегатов съезда оказалось неожиданное принятие Госдумой Федерального закона № 171-ФЗ, позволяющего приостанавливать деятельность предприятий без суда на 90 дней. «Как это могло случиться?» — спрашивали они сидевшего в президиуме депутата и представителя партии «Единая Россия», очевидно лоббиста интересов МСБ. «Не знаю!» — честно признавался он, предполагая, что закон внесли, воспользовавшись известной думской стратегией — провели его через непрофильный комитет, где нет специалистов, разбирающихся в вопросе, и депутатов, отстаивающих интересы бизнеса.
Работа съезда продолжилась сбором предложений по исправлению ситуации, которые можно было бы включить в Дорожную карту развития малого и среднего предпринимательства до 2020 г. Кроме пожелания отсрочить до 2013—2014 гг. для малых и средних предприятий повышение ставок страховых платежей, ограничить периодичность и продолжительность налоговых проверок было и предложение ввести уголовную и административную ответственность для чиновников внебюджетных фондов за вынесение заведомо незаконного решения и злоупотребление правами при проведении проверок. Предприниматели попросили оставить им право переходить на ЕНВД только по собственному желанию и изменить для плательщиков ЕНВД налоговый период на календарный год вместо квартала, а также расширить использование упрощенной системы налогообложения на основе патента за счет увеличения видов предпринимательской деятельности, для которых это возможно, снизить ставку НДС и ставку налога на прибыль до 8% для малых и средних производственных предприятий, находящихся на общем режиме налогообложения, и ввести для них 100-процентную инвестиционную льготу по налогу на прибыль.
Чтобы власти быстрее среагировали на крик о помощи со стороны малого бизнеса, руководитель вологодского отделения «ОПОРЫ России» Ольга Данилова предложила всем миллионам занятых в российском малом бизнесе воспользоваться наиболее действенным сейчас механизмом спасения — написать письма с просьбой о помощи в блог президента.
Обратить внимание на проблемы малого бизнеса все же стоит, ведь если количество рабочих мест в этом сегменте не увеличится, то тем 40% учителей, которые попадут под сокращение, и каждому пятому чиновнику, которых президент запланировал уволить, трудоустроиться будет еще труднее.