Россия — одна из самых банковских стран, если судить по количеству банков (более тысячи). Монетарные власти неоднократно заявляли, что такого количества банков экономике не нужно, их должно быть 200—300, не больше. Для уничтожения «избыточных» банков предлагались как репрессивные, так и экономические меры, а Министерство финансов и ЦБ многократно выражали надежду, что число банков сократится естественным образом. Но этого пока не происходит. Рейтинговое агентство Standard & Poor's предложило свой способ принудить российские банки к объединению или самоупразднению.
Кредитный аналитик агентства Екатерина Трофимова выступила с идеей, чтобы банки соблюдали существующий норматив рисков на одного или связанных заемщиков. Сейчас этот норматив составляет 25% капитала банков. Аналитик предлагает подойти к регулированию вопроса не формально, как сейчас, а фактически. В противном случае консолидации в банковской системе России не произойдет — для этого нет ни финансовых, ни налоговых стимулов. Более того, по факту государство поддерживает эту ненормальную ситуацию, что ярко проявилось в кризис: несколько крупных российских банков оказались на грани банкротства именно из-за значительной концентрации рисков на связанных заемщиках и эти банки пришлось спасать за государственный счет.
Фактическое соблюдение норматива рисков на одного заемщика в кризисной ситуации сыграло бы положительную роль, поскольку еще до начала неприятностей привело бы к закрытию примерно половины существующих банков, что уже неплохо.
Эксперт не смогла сказать, каков сейчас фактический показатель того самого норматива рисков на одного или связанных заемщиков, но привела косвенные данные: кредиты первой двадцатки банков крупнейшим заемщикам составляют до 220% совокупного их капитала.
Е. Трофимова говорит, что хотя ЦБ РФ и ведет «чистку» банковских институтов, но происходит это медленно и может занять до восьми лет.
Аналитик из банка, входящего в первую российскую десятку, называет предложение Standard & Poor’s утопическим. По его мнению, количество банков в России вполне рыночное, потому что само по себе понятие банка в России иное, чем в развитых странах, на которые ориентируется агентство. Например, заметная доля банков представляет собой просто карман собственников крупного или даже не слишком крупного бизнеса. Другая часть банков, подхватывает топ-менеджер банка средней руки, не кошельки, а своего рода меняльные конторы. Но внешне и те и другие — настоящие банки с качественно написанной отчетностью, к которой трудно придраться.
Сотрудник одного из московских правоохранительных органов говорит, что в оперативной разработке в данный момент находится десяток московских банков обоих указанных выше типов.
Аналитик Standard & Poor’s подтвердила мысль, что отчетность российских банков в порядке. Правда, только пока: S&P сомневается, что внезапно наступившая потребность в ликвидности может быть удовлетворена с рынка — слишком низка рентабельность банковского бизнеса в России. В кризис главным источником капитала для российских банков стало государство.