Административный штраф от 30 000 до 40 000 руб. будет грозить в соответствии с разработанным Минтрансом законопроектом тем транспортным компаниям, которые не заключат договоры страхования ответственности за жизнь и здоровье пассажиров. Помимо штрафа в случае аварии перевозчикам придется выплачивать пострадавшим пассажирам компенсацию за причиненный ущерб из собственных средств, а сумму, которую компания сэкономит на страховке, она должна будет перечислить в бюджет.
В переработанном Минтрансом законопроекте определяется зона ответственности перевозчиков. Для железнодорожного транспорта она включает в себя период, в течение которого пассажир находится в поезде, период посадки пассажира в вагон и период высадки пассажира из вагона. По тем же принципам установлены зоны ответственности для воздушных, автомобильных и водных перевозчиков. Лимит выплат пострадавшим унифицирован и увеличен до 2 млн руб.
Представители перевозчиков уже попросили Минтранс конкретизировать, что значит «момент посадки и высадки»: с момента выхода на перрон, причал, трап или с той секунды, когда пассажир окажется одной ногой на транспортном средстве?
В настоящее время на различных видах транспорта по-разному подходят к страхованию жизни и здоровья пассажиров. Родственники погибших в авиакрушении получают 2 025 000 руб. Пассажирам автобусов гарантированы выплаты по ОСАГО с лимитом в 160 000 руб. Пассажиры водного транспорта страхуются с лимитом в 100 000 руб. Пассажиров пригородных поездов не страхуют вообще, а пассажиров поездов дальнего следования страхуют в обязательном порядке на основании Указа Президента РФ от 07.07.92 № 750 на сумму 12 000 руб. В цену билетов при продаже включается страховой взнос 2,3 руб. По собственной инициативе пассажир может приобрести полис добровольного страхования стоимостью от 15 до 100 руб. Тогда при наступлении страхового случая выплаты составят от 135 000 до 650 000 руб. соответственно. Но граждане покупают такие полисы крайне редко. Поэтому выплаты при таких катастрофах, как подрыв поезда «Невский экспресс», осуществляются ОАО «РЖД» фактически в благотворительном порядке.
В планы Госдумы законопроект об обязательном страховании ответственности перевозчиков был включен еще на 2008—2009 гг., однако Минфин несколько раз возвращал документ на доработку, в результате чего он остался в законодательном расписании Минтранса на текущий год.