Стоимость авиабилетов завышают монополисты

| статьи | печать

Стоимость авиабилетов на перелет экономическим классом с сентября 2008 г. по июнь 2010 г. выросла на 30—300%. Об этом свидетельствуют данные проверки Федеральной антимонопольной службы. По мнению председателя правительства Владимира Путина, наиболее быстрыми темпами растут цены на внутренние авиаперевозки, чему способствует отсутствие конкуренции на данном рынке. Его участники полагают, что запрет полетов иностранных компаний на внутренних направлениях дает шанс выжить небольшим отечественным авиаперевозчикам, которые не смогут выдержать конкуренции с зарубежными игроками.

Проанализировав более 650 000 тарифов на 3100 маршрутах, установленных 90 авиакомпаниями, чиновники выявили, что на 380 маршрутах с ежегодным объемом перевозок более 1000 человек рост тарифа класса «нормальный эконом» (тариф экономического класса, не имеющий ограничений по условиям применения) составил от 30 до 300% и более. Причем завышенные тарифы устанавливали авиакомпании, доля которых на маршруте превышала 35%.

В ценообразовании отсутствует логика

Интересно, что рост тарифов происходит на фоне неполной загрузки воздушных судов. При этом показатель занятости пассажирских кресел на международных линиях на 8% выше аналогичного показателя на внутренних линиях. «У авиакомпаний имеется большой набор тарифных планов, но при этом потребителям неясна взаимосвязь уровня тарифов и оказываемых услуг — процедуры как формирования, так и применения тарифов непрозрачны. Система продаж билетов, реализуемых авиакомпаниями даже при неполной загрузке рейса, не обеспечивает приемлемого для пассажиров снижения тарифов», — отмечается в исследовании ФАС.

Участники рынка уверяют, что наибольшее воздействие на формирование стоимости перевозки оказывает цена авиатоплива. В 2008—2010 гг. сотрудники ведомства возбудили более 80 дел о нарушении антимонопольного законодательства на рынках авиатоплива и услуг по авиатопливообеспечению. «В результате принятых мер, а также вследствие изменения конъюнктуры рынка цены на авиатопливо в разных аэропортах Российской Федерации снизились в 1,5 раза по сравнению с максимумом в период кризиса. По причине снижения цен на топливо и вследствие модернизации авиапарка доля авиатоплива в затратах авиакомпаний снизилась с 40—45 до 24%. Однако это не привело к снижению цен на авиабилеты», — сообщил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин. По его словам, высокая стоимость билетов обусловлена и неразвитостью конкуренции, прежде всего на региональных и местных маршрутах, и плохим состоянием региональных и местных аэропортов. По подсчетам ФАС, выход на воздушную линию нового перевозчика приводит к снижению тарифа в среднем на 30%. В том, что основной причиной высоких цен на авиабилеты является отсутствие конкуренции, уверен и премьер-министр В. Путин. В ходе поездки по Дальнему Востоку и Сибири в конце августа он выразил недовольство тем, что стоимость перелета между Москвой и Петропавловском-Камчатским в разы превышает стоимость перелета между Москвой и Нью-Йорком.

«Думаю, это связано с тем, что внутри страны у наших основных перевозчиков нет конкуренции такой, какая есть на международных линиях», — подчеркнул В. Путин, призывая ФАС разобраться в ситуации. Он напомнил, что на дальнемагистральных направлениях действует программа субсидирования пассажирских перелетов, однако, по мнению премьера, этого недостаточно и нужно думать, как в целом снизить цены и тарифы на авиаперевозки.

По мнению экспертов Ассоциации туроператоров России (АТОР), для разницы в стоимости услуг отечественных и иностранных авиаперевозчиков есть объективные причины. Балансируя на грани банкротства, небольшие отечественные компании за счет повышения цен на билеты стараются покрыть издержки. «Наши авиакомпании закупают самолеты в основном за границей. Растаможка и уплата различных налогов увеличивают их стоимость в среднем на 40%, то есть получается, что у нас более дорогие самолеты, чем в иностранных авиакомпаниях», — уверяет председатель комитета по транспорту АТОР Дмитрий Горин. По его словам, запрет полетов иностранных компаний на внутренних направлениях дает шанс выжить небольшим отечественным авиаперевозчикам, которые не смогут выдержать конкуренции с зарубежными игроками.

Законодательство работает на монополистов

В отчете ФАС по результатам исследования говорится, что руководство страны принимает различные меры для развития конкуренции на рынке авиаперевозок. В частности, для снижения административных барьеров по инициативе ФАС России отменено квотирование объемов перевозок и лицензирование отдельных маршрутов (постановление Правительства РФ от 23.06.2007 № 397). Кроме того, для создания дополнительных возможностей для конкуренции между перевозчиками ФАС России разработала Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах (утверждены постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 № 599). Этот документ позволяет авиакомпаниям расширять маршрутную сеть и формирует условия для развития конкуренции между операторами аэропортовых услуг.

Как показала практика, эти способы развития конкуренции работают плохо. Около 90% маршрутов перевозок по внутренним воздушным линиям по-прежнему обслуживаются одним или двумя авиаперевозчиками. Участники рынка считают, что такому положению дел способствует действующее законодательство, которым злоупотребляют монополисты. Например, в соответствии с приказом Минтранса России от 17.06.2008 № 92 компания вправе приобрести статус назначенного государством перевозчика, получив таким образом право единолично оказывать услуги по перевозке на данном направлении.

Пассажирооборот гражданской авиации России за январь — июль 2009—2010 гг., тыс. пасс. км

Январь —
июль 2009

Январь —
июль 2010

2010/2009, %

Всего

59305955,60

80210868,02

135,2

Международные перевозки

33399212,47

47743901,88

142,9

между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ

30034440,20

43571364,91

145,1

между Россией и странами СНГ

3364772,27

4172536,97

124,0

Внутренние перевозки

25906743,13

32466966,14

125,3

Местные перевозки

540059,60

547372,72

101,4

Источник: Росавиация

К сведению

Тарифы ограничивают спрос

В ходе анализа российского авиационного сектора сотрудники ФАС пришли к выводу, что рынок авиаперевозок восстанавливается после финансового кризиса и демонстрирует устойчивый рост. За семь месяцев 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем пассажирских перевозок вырос на 29,8%. В частности, на международных рейсах этот показатель увеличился на 33,2%, внутренних — на 26,7, местных — на 3%. При этом пассажирооборот, который в целом возрос на 35,2%, на международных перевозках увеличился на 42,9%, внутренних — на 25,3, местных рейсах — на 1,4%.

Подсчеты антимонопольного ведомства показали, что по сравнению с уровнем 2008 г. в 2010-м пассажирооборот увеличился на 2—5%. По мнению чиновников, это свидетельствует о том, что из-за высокого уровня тарифов совокупный спрос на услуги в сфере воздушных перевозок остается неудовлетворенным.