Мария Египетская, святая подвижница, десятки лет спасавшаяся в пустыни, вспоминая с великим смущением о бесстыдных грехах молодости, которым предавалась даже в святом граде Иерусалиме, рассказывала и о том, как не пустила ее там в церковь богородичная икона. Сколько Мария ни пыталась войти в храм, чтобы помолиться, какая-то неведомая сила все отбрасывала и отбрасывала ее от порога. Зарыдала она тогда и взмолилась истово перед образом: «О Дево, Владычице! Праведно мне, блуднице, быть отвергнутой от Твоей чистоты, но знаю и то, что для того Бог и стал человеком, чтобы призвать грешных на покаяние. Помоги мне, Пречистая. Будь доблестной Поручительницей. Обещаю с этого времени уже не осквернять себя плотскою скверной, но как только увижу Древо Креста Сына Твоего, отрекусь от мира и тотчас уйду туда, куда Ты наставишь меня». И после этой покаянной молитвы уже никто не оттеснил ее от дверей и вместе со всеми она сподобилась видеть Животворящий Крест Господень.
По отдельным свидетельствам, образом, перед которым молилась преподобная, была икона Божией Матери, находившаяся некогда в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. По преданию, она, как и некоторые другие из дошедших до нас древних икон, была создана евангелистом Лукой еще при земной жизни Небесной Владычицы.
В Россию Образ Божией матери Иерусалимской попал в 988 г., год Крещения Руси, в качестве подарка из Константинополя князю Владимиру, крестившемуся в Херсонесе и обвенчавшемуся здесь же с сестрой царей Василия и Константина Анной.
Принесенная из Херсонеса икона пробыла в Киеве недолго. После трудного крещения новгородцев, в котором Добрыня, дядя Владимира, действовал огнем, а его тысяцкий Путятя — мечом, киевский князь отдал им в утешение Иерусалимский образ.
В 1569 г. Иоанн Грозный получил донос от некоего Волынца, что новгородцы надумали переметнуться к польскому королю. Будто бы и грамота об этом была уже написана и положена за образом Божией Матери в Софийском Соборе. Посланными людьми грамота эта была сыскана там, где и указывалось, и по разысканию подписи на ней тоже признали подлинными. Вступив в 1570 г. в Новгород, царь приказал предать полному разгрому все местности, а приведенных к нему на суд новгородцев пытали, жгли и сбрасывали в воду вместе с женами и детьми, где их докалывали, чтобы никто не мог спастись.
Вместе с прочим имуществом была отобрана у новгородцев и их древняя реликвия. В Москве Иерусалимскую икону поместили в Успенском соборе Кремля, где она с почетом хранилась до 1812 г. Во время стояния французских полчищ в Москве в соборе была устроена конюшня. Чтобы удобнее было хранить упряжь, в иконы и стены вбивались гвозди. Образа с икон здесь же переливали в слитки, чтобы удобнее их было переправлять во Францию. Французы вели себя в Кремле хуже татар в Киеве и Владимире. Сберегаемое столетиями погибло в месяц. Что сталось с древней Иерусалимской иконой, неизвестно. По многим утверждениям, она была увезена во Францию, а место ее в Успенском соборе занял список, взятый из другой кремлевской церкви — Рождества Богородицы, что на Сенях, располагавшейся в жилых палатах московских царей.
Второй почитаемый список Иерусалимского образа пребывает ныне в Покровском соборе в Измайлове. Особой любовью москвичей он был окружен после 1866 г., когда крестный ход с ним избавил от холеры жителей нескольких сел близ Коломенского.
Во время крестного хода исцелилась тогда от слепоты и одна семилетняя девочка, дочь раскольников-поповцев. Мать ослепшей давно желала обратиться с молитвой к чудотворной иконе, но ее удерживал страх перед единоверцами. Тут же она решилась, и не только сама припала к Иерусалимской, но и заставила дочь приложиться к иконе. Вначале у девочки на глазах появились слезы, но когда во время крестного хода она припала к иконе во второй раз, даровано было ей и зрение.
Измайловский чудотворный список был написан во второй половине XVII в. в Оружейной палате Кремля. Он велик по размерам и вместе с устроенным для его ношения ковчегом очень тяжел. Несмотря на это икону часто отпускали в дома и селения для молебствований.
В 1932 г. Покровский собор был разорен. Его использовали потом как овощной, бумажный склад, хотели даже переоборудовать в музыкальный зал. Среди немногих сохранившихся икон оказалась и Иерусалимская, которую передали в храм Рождества Христова в Измайлове. После возвращения собора Русской Православной Церкви икона была возвращена на прежнее место почерневшей с едва различимыми деталями, но со временем, даже в условиях ремонта храма, краски ее становились ярче, а контуры отчетливее, будто какая-то высшая сила заботилась об обновлении чудотворного образа.
Еще один чудотворный список с Иерусалимской иконы находился в Троицкой Кривоезерской пустыни, что располагалась у города Юрьевца (ныне Ивановская область). Этот монастырь был затоплен водохранилищем, и светлой памятью о нем служит теперь «Тихая обитель» — едва ли не лучшая левитановская картина, вызвавшая фурор на выставке передвижников: шаткий мосток через реку и вросший в лес монастырь, где ничего нет суетного, лишь один Бог в чести.
Кривоезерская икона была написана в 1709 г. иноком Корнилием до пострижения известного под именем Кирилла Уланова. Во все время ее написания, от всего отстраняясь, он хранил строгое воздержание «чина ради чернеческаго», а более ради «иконы оныя Богородичныя». Только плакал и непрестанно молился Небесной Заступнице, чтобы помиловала она его и труд им задуманный. Ставший в скором времени игуменом монастыря Леонтий, долго молившийся о даровании списка с московской иконы, когда увидел работу Корнилия, так возрадовался душой, что ощутил будто и не земную, а небесную радость: так чуден и благолепен получился писанный Корнилием образ.
Первое прославление этой иконы произошло в 1781 г. Случившийся тогда пожар истребил большую часть монастырских зданий, и казалось, что огонь уничтожит и Троицкий храм. Но хотя пламя проникло и в него, сам он остался цел и Иерусалимская сияла в нем, как и до пожара, хотя все другие иконы были сильно повреждены. Только на левой руке Пречистой образовался бугор, какой бывает у людей от ожога, но и он со временем исчез.
В 1848 и 1853 гг. в окрестностях Кривоезерской обители свирепствовала холера и было замечено, что в тех местах, куда приносили икону, болезнь или совсем прекращалась, или сильно ослабевала. То же благодатное действие иконы замечали и при массовых падежах скота. В 1859 г. Иерусалимский образ по просьбе отчаявшихся жителей был вынесен священниками к огню, неумолимо распространявшемуся по Юрьевцу, и мгновенно ветер переменил свое направление на неопасное...
В памяти окрестных жителей сохранилось предание и об исцелении одной девушки от водянки. Она дала обет сопровождать всюду по деревням носимый образ Иерусалимской Божией матери. В один из дней, идя за иконой по лесу, девушка так ослабела, что упала без чувств. В забытьи привиделась ей благолепная Дева, пытавшаяся ее пробудить. Очнувшись, больная почувствовала себя совершенно здоровой, только на боку у себя она заметила сочившуюся водой язву.
Следы Кривоезерского образа ныне утеряны, но точный список с нее, писанный в 1825 г. иеромонахом Нило-Сорской пустыни Никоном, «по особенному внушению промысла Божия» был препровожден в русский Афонский Пантелеимоновский монастырь, где он хранится над царскими вратами соборного Покровского храма.
Еще одним прославленным списком с чудотворной иконы из Успенского собора был бронницкий, хранившийся в городском храме, посвященном Иерусалимской иконе Божией Матери. Полагают, что список этот был сделан еще в XVI в. Какое-то время он находился в кладбищенской часовне, но в 1771 г. его перенесли в храм. Подмосковная икона прославилась тогда своей целительной силой при излечении больных моровой язвой. Множество исцелений от нее произошло и в холерные эпидемии. В 1866 г. бронницкая икона была принесена в объятый холерой Подольск. Болезнь сразу пошла на спад и вскоре совсем прекратилась. С тех пор Иерусалимская бронницкая икона стала в Подольске чрезвычайно почитаемой. Приносить ее крестным сорокаверстным ходом в Подольск с особенной торжественной встречей под звон колоколов и пение тысяч богомольцев стали ежегодно. С нее сделали и особый список для помещения в подольском Троицком соборе.
Список с бронницкой иконы был передан и в Крестовоздвиженскую женскую обитель Подольского уезда Московской губернии. Сюда же был дарован святителем Московским Филаретом и другой список с Иерусалимской иконы.
Пред иконой Пресвятой Богородицы Иерусалимской молятся в скорби, печали и унынии, об исцелении от слепоты, болезней глаз и паралича, при эпидемии холеры, об избавлении от падежа скота, от пожара, при расслаблении, а также при нападении врагов.
Пресвятая Богородица, спаси нас!