С принятием христианства на Руси установилось господство православной веры. И, несмотря на феодальную раздробленность, все русские земли духовно управлялись теперь Православной Церковью. Ни католическая вера, ни язычество, ни ислам не играли хоть сколько-нибудь существенной роли в жизни русских людей. И даже во времена монголо-татарского ига в народе сохранялся единый духовный стержень.
С пришествием на царство Ивана Грозного церковная централизация усилилась еще больше. Светская власть взяла на себя охрану «правой веры» и «борьбу с еретическими измышлениями». Тогда же окончательно оформилось и негативное отношение к католицизму. Ведь, по мнению Иоанна Васильевича, «у безбожных католиков» «цари своими царствами не владеют, а как им укажут их подданные, так и управляют». И причина тому — «власть папы».
При царе Алексее Михайловиче принцип веротерпимости был окончательно отвержен. Соборное уложение 1649 г. устанавливало жестокие наказания, вплоть до смертной казни, за преступления против православной веры. После его принятия на церковном соборе 1654 г. были отлучены от Церкви все противники реформы, а в 1667 г. они были объявлены еретиками.
Это дало право государственной власти немедленно применить санкции Соборного уложения к руководителям старообрядцев. Одни из них были казнены, другие заточены в острог или сосланы в самые отдаленные места страны.
Огнем и мечом
При Петре I государство необыкновенно бесцеремонно стало обращаться с «господствующей Церковью». Но при этом оно же необыкновенно жестоко расправлялось с раскольниками и еретиками. В специальных указах об их преследовании в качестве «обычных мер» предусматривались «пытки, ссылки, конфискация имущества и смертная казнь».
Раскольников секли кнутом, прижигали раскаленным железом. Им вырывали ноздри, вырезали язык, ссылали в Сибирь. «Нераскаявшихся сектантов» сжигали прямо в срубах. Именно поэтому одни из них бежали в Австрию, Польшу, Пруссию или Швецию, другие создавали скиты в самых глухих лесах на востоке страны.
С ходом реформ обнаружилось, что нужны и послабления в отношении иноверцев. В Москву, Петербург, Казань, Нижний Новгород по приглашению Петра стали приезжать иностранцы. И здесь для них впервые строились первые костелы и кирхи. И если в центральных и восточных районах России усиливались гонения на иноверцев, то на западе и на севере установилась веротерпимость.
Отменил Петр I и многие насильственные меры в отношении «последователей старой веры», вместо этого обложив их двойными податями и обязав участвовать в «наиболее тяжких государственных работах». Раскольники по-прежнему считались «лютыми неприятелями, и государству и государю злоумышляющими». Однако царь Петр буквально осыпал благодеяниями тех из них, кто активно содействовал его реформам. К примеру, он предоставлял огромные льготы заводчикам-старообрядцам, строившим заводы на Урале и в Сибири.
«Предоставляя светским начальствам»
29 января 1762 г. словно гром среди ясного неба прогремел именной указ Петра III «о веротерпимости или о равенстве вероисповеданий». Всем раскольникам, бежавшим в другие страны, дозволялось вернуться в Россию и «жить по своим обычаям и старопечатным книгам». Раскольникам, содержавшимся под караулом, предписывалось «немедленное освобождение». Запрещалось гонение на инородцев на почве религиозных разногласий.
Надо ли говорить, что едва умевшего изъясняться на русском языке Петра III раскольники и представители других исповеданий немедленно нарекли «истинным царем». Может быть, поэтому свергнувшая своего супруга Екатерина так и не решилась пойти наперекор принятому им указу. Напротив, в своем «Наказе» она заявила о намерении пойти еще дальше и воплотить «идеи французских просветителей в законы Российской империи». В 1764 г. она издала еще один указ о терпимости в отношении старообрядцев. А в 1773 г. по ее указанию был выпущен эдикт «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, представляя все сие светским начальствам».
В этом вопросе с Екатериной II был согласен пришедший ей на смену Павел I. Он продолжил курс матери и 7 марта 1797 г. издал указ о свободе культов, в сентябре 1800 г. распространил его действие на Москву.
Была разрешена свободная деятельность старообрядческой церкви, раскольникам вернули конфискованное у них имущество и старинные церковные книги. Кроме того, им разрешалось строить церкви во всех епархиях. В иных случаях Павел I даже помогал старообрядцам! Однажды сгорел один из скитов и по просьбе погорельцев император дал им из личных денег на его восстановление.
Было смягчено и отношение к униатам. Церковному начальству было строжайше запрещено принуждать их к принятию православной веры. Священники, нарушающие этот указ, отстранялись от своих приходов. Тогда же Павел I даровал и «жалованную грамоту Калмыцкому Ламе Собину Бакши о свободном отправлении всех духовных обрядов калмыков».
Вместе с тем новый царь пытался укрепить и позиции православия. Он разрешил исповедоваться в любое удобное для прихожан время, запретил помещикам «принуждать крестьян к работам» в воскресные дни, при этом установил «обязательные для всех православных верующих ежегодные исповедь и причастие».
Государь вновь открыл закрытые Екатериной II монастыри. Предоставил архиереям в Синоде и право самим избирать кандидата на пост обер-прокурора. Кроме того, запретил телесные наказания для священнослужителей прежде лишения их священного сана.
Все это происходило потому, что Павел I хотел быть царем народным, стремился проявлять попечение о всех своих подданных независимо от их религии, хотя продолжал считать Православную Церковь истинной и господствующей.
Такие же верноподданные…
Сын и преемник Павла I Александр I не внес ничего нового в курс своего отца. Единственным его нововведением было утверждение «Положения для евреев», гарантировавшего им «наравне с другими российскими подданными» свободу вероисповедания, образования детей, право покупки незаселенных земель, заведения фабрик, «промыслов и торговли» и устанавливавшее черту оседлости в западных губерниях России.
Николай I под влиянием восстания декабристов, напротив, ужесточил политику по отношению к религиозным меньшинствам. В губерниях даже были созданы губернские комитеты о раскольниках для борьбы со старообрядчеством.
И только лишь во времена Александра II принципы веротерпимости стали возвращаться. «Вы такие же верноподданные, как и все прочие. Вы — мои дети, а я — ваш отец и молю Бога за вас так же, как и за всех, которые так же, как и вы, близки моему сердцу,» — недвусмысленно выразил свое отношение к инаковерующим царь-освободитель, принимая их делегацию в Зимнем дворце.
Но в конце ХIХ в. в связи террористической деятельностью подпольных организаций его сын Александр III был вынужден ужесточить политику в отношении «сектантов» и других конфессий. Все религии были разделены им на три группы: государственные (православное исповедание), терпимые (католическая, протестантская, армяно-григорианская церкви, ислам, буддизм, иудаизм, язычество) и нетерпимые («секты» — духоборы, иконоборцы, молокане, иудействующие, скопцы).
По-прежнему преступлением считалось отвлечение и совращение из православия в другую веру, воспрепятствование воспитанию детей в православной или иной христианской вере, распространение ересей, расколов и др. Закон о сектах 1883 г. возобновил запрет на переход в секты из православной веры, жесткое ограничение их деятельности. Деятельность по распространению материалистических, атеистических взглядов подвергалась уголовному преследованию.
Во времена первой революции Николай II практически провозгласил в своем манифесте от 17.10.1905 «Об усовершенствовании государственного порядка» дарование свободы исповедания. Но лишь Февральская революция 1917 г. окончательно отменила «вероисповедные ограничения». Вслед за временным правительством «полную свободу совести» провозгласили и пришедшие к власти большевики. Что последовало за этим — хорошо известно…
Конституция 1993 г. провозгласила Российскую Федерацию светским государством, в котором ни одна из религий не является государственной или обязательной. Граждане равны в своих правах и свободах независимо от отношения к религии. И каждый вправе считать себя «таким же верноподданным, как и все прочие».