Летние пожары скорее всего послужат поводом для увеличения количества проверок предприятий и организаций на предмет обеспечения мер противопожарной безопасности. Обычно инспекция по пожарному надзору МЧС России приходит на предприятие с проверкой противопожарного оснащения зданий, строений, сооружений. Но проверить (причем и в нерабочее время тоже) она может и противопожарное обеспечение его территории. Чем же она должна быть оснащена?
Обеспечение противопожарной безопасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Техрегламент), а также с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее — ППБ).
Названные нормативные правовые акты устанавливают общие требования пожарной безопасности к имуществу юридических лиц, в том числе к зданиям, строениям, сооружениям, промышленным объектам, иному имуществу, и обязательны для всех юрлиц, которые являются собственниками указанного имущества либо владеют, пользуются или распоряжаются им (например, арендаторы), независимо от осуществляемой деятельности или организационно-правовой формы.
Понятие «территория организации» в противопожарном законодательстве отсутствует. Тем не менее из содержания нормативных правовых актов следует, что территорией считается земельный участок, на котором находится здание, строение, сооружение и который используется организацией в ее деятельности и для обслуживания этих объектов недвижимости.
Основными противопожарными требованиями к территориям предприятий и организаций считаются требования к противопожарным расстояниям между зданиями (строениями, сооружениями), дорогам и проездам к ним, а также требования к средствам наружного пожарного водоснабжения территории.
Противопожарные расстояния
Противопожарным считается нормированное расстояние между наружными стенами или другими конструкциями зданий, строений и (или) сооружений, которое устанавливается для предотвращения распространения пожара. Его размеры определены в главе 16 Техрегламента в зависимости от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, строения и сооружения.
Так, противопожарное расстояние АЗС, расположенной в населенном пункте и имеющей подземные резервуары, до жилых и общественных зданий составляет 25 м, до административно-бытовых зданий — 15 м. При размещении АЗС рядом с лесным массивом хвойных и смешанных пород расстояние до леса должно быть не менее 25 м. Правда, его можно уменьшить в два раза, если между лесным массивом и АЗС вспахать полосу земли шириной не менее 5 м или соорудить наземное покрытие, поверхность которого не распространяет огонь.
Содержание территории противопожарных расстояний должно соответствовать требованиям раздела I ППБ: территория должна быть свободной и очищенной от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы. В пределах противопожарных расстояний запрещается возводить строения и сооружения, складировать материал, оборудование и тару, устраивать свалки отходов и стоянки автотранспорта, разводить костры и сжигать отходы и тару (п. 22, 26 и 32 ППБ).
Избежать ответственности за нарушение требований по содержанию противопожарного расстояния удастся, если при оценке конкретных обстоятельств совершения нарушения суд признает его малозначительным. Причем такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, по мнению Пленума ВАС РФ, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Они в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ способны повлиять только на размер административного штрафа (п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
Дороги и проезды к зданиям
Согласно ст. 67 Техрегламента организация обязана обеспечить возможность пожарной технике подъехать ко всем заданиям, строениям, сооружениям. Ширина противопожарного проезда должна быть не менее 6 м, расстояние от края проезда до стены здания (строения, сооружения) с учетом тротуаров — не более 8 м (для зданий высотой не более 28 м) или 16 м (для зданий высотой более 28 м).
Для производственных объектов ст. 98 Техрегламента предусматривает дополнительные требования к проездам.
Производственные площадки размером более 5 га должны иметь не менее двух въездов, а склады нефти и нефтепродуктов I и II категорий — не менее двух выездов на автодороги или на подъездные пути организации независимо от размера площадки. Сторона площадки, превышающая 1000 м и расположенная вдоль улицы или автомобильной дороги, должна иметь не менее двух въездов, расстояние между которыми не более 1500 м.
Дороги и проезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники и в исправном состоянии, а зимой — очищенными от снега и льда. В пункте 23 ППБ сказано, что о закрытии дорог или проездов в связи с их ремонтом или по другим причинам организация обязана немедленно сообщить в территориальное подразделение пожарной охраны. Следовательно, установить при въезде на территорию ворота или шлагбаум можно только с согласия органов пожарного надзора. В противном случае их установка будет считаться несанкционированной и послужит основанием для привлечения к ответственности (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 04.08.2010 по делу № А17-9596/2009, от 01.06.2009 по делу № А43-26616/2008-43-364 и Дальневосточного округа от 22.01.2009 № Ф03-6358/2008).
Средства наружного пожаротушения
Наружное пожарное водоснабжение бывает двух видов: наружный противопожарный водопровод с гидрантами и водоисточники (естественные и искусственные водоемы, резервуары).
Наружный противопожарный водопровод обычно оборудуют рядом со зданиями (строениями, сооружениями) на территориях, расположенных в населенных пунктах и оснащенных центральным водопроводом. Вопрос, является ли его отсутствие нарушением требований пожарной безопасности, спорный. Одни арбитражные суды полагают, что это нарушение (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 27.10.2008 № Ф03-4630/2008 и Уральского округа от 10.11.2009 № Ф09-7869/09-С1), другие — нет, если здание оснащено иными средствами пожаротушения (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.08.2009 по делу № А29-145/2009).
Сети наружного противопожарного водопровода всегда должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать необходимый расход воды на нужды пожаротушения в соответствии со СНиП 2.04.02—84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 27.07.84 № 123. Организация обязана обеспечить свободный доступ к сетям водопровода и проверять их работоспособность не реже двух раз в год.
Пожарные гидранты должны соответствовать требованиям ГОСТ 8220—85, утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 02.09.85 № 2831. На зимний период они утепляются и очищаются от снега и льда.
На производственных и складских объектах, автомобильных предприятиях и топливозаправочных станциях, где отсутствует противопожарный водопровод, используются естественные и искусственные водоемы, резервуары (водоисточники).
Организация, на территории которой нет естественных водоемов, обязана построить не менее двух резервуаров или искусственных водоемов, соответствующих Своду правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009», утвержденному приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178.
Место подъезда к водоисточникам оборудуется площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для забора воды пожарными автомашинами, автонасосами или мотопомпами в любое время года.
Места размещения средств пожарного водоснабжения освещаются в темное время суток и обозначаются специальными пожарными знаками безопасности.
Ответственность
При отсутствии пожарного обеспечения территории организация может быть привлечена к ответственности.
К административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ привлекается как должностное лицо организации, так и сама организация. Вид наказания зависит от тяжести правонарушения: от письменного предупреждения, которое выдается, если правонарушение совершено впервые или носит легкую форму общественной опасности, до штрафа для должностного лица от 1000 до 4000 руб., для организации — от 10 000 до 40 000 руб.
Статья 219 УК РФ применяется за нарушение пожарных требований, повлекшее по неосторожности нанесение тяжкого вреда здоровью человека или смерть. В лучшем случае должностному лицу грозит штраф до 80 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до шести месяцев, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. В худшем случае — лишение свободы на срок до пяти лет (если нарушение повлекло смерть одного человека) или до семи лет (если нарушение повлекло смерть двух и более лиц) с лишением права занимать определенные должности или вести определенную деятельность на срок до трех лет или без такового.