На заседании Федерации независимых профсоюзов России, посвященном ее 20-летию, Председатель Правительства РФ заявил о планах по усилению административной ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства. В какой форме эти планы могут быть реализованы в ближайшее время? Соответствующий законопроект Минздравсоцразвития России подготовило еще в начале года.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий усиление ответственности за нарушение трудового законодательства, был разработан и опубликован на сайте Минздравсоцразвития России еще весной. Правда, на рассмотрение в Государственную думу он до сих пор не внесен.
Законопроект предлагает выделить шесть специальных составов правонарушений в сфере трудовых отношений наряду с общим, существующим в настоящее время:
- нарушения при оформлении трудовых отношений;
- нарушения, связанные с выплатой заработной платы, оплатой отпуска, выплатами при увольнении и т.п.;
- нарушения, связанные с привлечением к сверхурочной работе;
- нарушения при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
- нарушения при увольнении беременной женщины, женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери, работников в возрасте до 18 лет;
- нарушения при применении труда лиц в возрасте до 18 лет.
По каждому из них предусмотрены значительные штрафы, в первую очередь для юридических лиц. При выявлении нарушения, связанного, например, с оформлением трудовых отношений, на организации планируется налагать штраф 800 000 руб.
Сейчас за нарушение законодательства о труде и об охране труда в ст. 5.27 КоАП РФ установлена ответственность для должностных лиц — штраф от 1000 до 5000 руб., юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. Вместо уплаты штрафа в отношении юридических лиц возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Кроме того, проектом предлагается увеличить срок давности по делам о нарушении норм Трудового кодекса РФ. А именно: скорректировать п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, закрепив в нем возможность вынесения постановления по делу об административном правонарушении за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в течение одного года со дня совершения правонарушения (в настоящее время — в течение двух месяцев).
Риски
Цель законопроекта, разработанного Минздравсоцразвития России,— улучшить защиту трудовых прав работников — заслуживает одобрения. Но способы ее реализации вызывают вопросы.
Во-первых, спорной представляется половинчатая детализация нарушений в сфере труда. На наш взгляд, необходимо выделить конкретные составы правонарушений по каждой из предложенных групп. Ведь, например, те же «нарушения требований по оформлению трудовых отношений» включают такие разные нарушения, как привлечение к работе без заключения трудового договора и нарушение при оформлении трудовой книжки. За оба нарушения предлагается штрафовать организации по одному тарифу — 800 000 руб.
Во-вторых, целесообразно ли отменять для специальных составов правонарушений вилки штрафов. По действующему законодательству за нарушение трудовых норм на организацию налагается штраф от 30 000 до 50 000 руб. В этом пределе контролирующий орган может определять соразмерность наказания тяжести нарушения. Предлагается за все нарушения одной группы налагать один и тот же штраф.
Таким образом, в рамках выделенных законопроектом групп нарушений отсутствует дифференциация по составам и санкциям. Эти нормы, как и собственно суммы штрафов, вызывают вопросы и о соразмерности наказаний. Ведь если за «популярное» нарушение, связанное с непредоставлением отпусков, работодатель, как и прежде, рискует заплатить 50 000 руб., то за непрохождение медосмотра несовершеннолетним работником организации грозит штраф 800 000 руб. Более того, при нарушении работодателем порядка предоставления отпусков одинаковый штраф будет наложен и в случае, если работник не отгулял один донорский день, и в случае, если работник в течение многих лет вообще оставался без отпуска. Подобная несоразмерность несет в себе явные коррупционные риски, которые способны дополнительно криминализировать и без того не вполне транспарентную сферу защиты трудовых прав работников.
Решить проблему несоразмерности можно не только с помощью дифференциации составов правонарушений и применения к каждому из них вилки штрафов. Соразмерность, а значит, и эффективность санкции достигаются путем учета объема причиненного нарушением ущерба при определении размера соответствующего штрафа. При невыплате заработной платы или отпускных финансовый ущерб, причиненный работнику, можно определить достаточно точно. Но как вычислить сумму ущерба, причиненного работой без трудовой книжки или увольнением беременной женщины? В этом случае штраф может быть установлен в виде процента от суммы годового фонда оплаты труда работника. Дополнительное условие — соответствие такого штрафа конкретной минимальной сумме. Санкция нормы может звучать, например, так: «…в размере 30% от годового фонда оплаты труда работника, но не ниже…».
В законодательстве необходимо более определенно закрепить не только такую функцию административной санкции, как наказание, но и другую, не менее важную компоненту — восстановление справедливости. То есть наказание нарушавшего трудовые нормы работодателя должно служить в первую очередь не источником пополнения бюджета, а способом восстановления нарушенных прав работника и возмещения ему причиненного ущерба.
Санкции КоАП РФ, предусмотренные законопроектом Минздравсоцразвития России «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Должностные лица |
ПБОЮЛ |
Юридические лица |
Должностные лица, ранее подвергнутые административному наказанию за аналогичное правонарушение | |
Нарушение требования трудового законодательства по оформлению трудовых отношений |
Штраф
|
Штраф
|
Штраф
|
Дисквалификация на срок от одного года до трех лет |
Нарушение требований трудового законодательства о выплате в установленный срок заработной платы, об оплате отпуска, о выплатах при увольнении и других выплатах, причитающихся работнику |
Штраф
|
Штраф
|
Штраф
|
Дисквалификация на срок от одного года до трех лет |
Нарушение требований трудового законодательства по привлечению к сверхурочной работе |
Штраф
|
Штраф
|
Штраф
|
Дисквалификация на срок от одного года до трех лет |
Нарушение требований трудового законодательства, связанных с предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска |
Штраф
|
Штраф
|
Штраф
|
Дисквалификация на срок от одного года до трех лет |
Нарушение требований трудового законодательства при увольнении беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери, работников в возрасте до 18 лет |
Штраф
|
Штраф
|
Штраф
|
Дисквалификация на срок от одного года до трех лет |
Нарушение требований трудового законодательства при применении труда лиц в возрасте до 18 лет |
Штраф
|
Штраф
|
Штраф
|
Дисквалификация на срок от одного года до трех лет |