Судебный пристав-исполнитель не может запретить таможенным органам проводить таможенное оформление товара должника, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.
Судебный пристав, видимо отчаявшийся разыскать имущество должника, в отношении которого было возбуждено исполнительное производство, вынес постановление, которым запретил Центральному таможенному управлению Федеральной таможенной службы (ЦТУ), включая его структурные подразделения (региональные таможенные органы), в случае установления грузов, предъявленных к декларированию в пользу должника либо его обособленных подразделений, принимать меры (в том числе проводить таможенное оформление) к допущению их вывоза за пределы Российской Федерации. Он также обязал ЦТУ немедленно сообщать ему о факте предъявления грузов к таможенному оформлению в пользу должника с целью его прибытия для составления акта описи и ареста.
Узнав об этом, должник отправился в суд с требованием о признании действий судебного пристава незаконными.
Суд внял жалобе должника, поскольку оспариваемое постановление судебного пристава не соответствует Федеральному закону от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и таможенному законодательству.
В качестве обоснования вынесения оспариваемого постановления приставом были указаны ст. 6 и 14 Закона об исполнительном производстве, которые носят общий характер и не регулируют порядок и основания для запрета государственным органам осуществлять свою деятельность.
Также в обжалуемом постановлении не приведена норма Таможенного кодекса РФ, иного федерального закона или международного договора, предусматривающего возможность конкретной формы ограничения права заявителя на перемещение товара через таможенную границу в виде невозможности осуществления таможенного оформления товара.
Законом не предусматривается возможность наложения судебным приставом-исполнителем запрета на осуществление государственными органами своей деятельности и исполнение должностными лицами государственных органов, в частности таможенных органов, своих обязанностей, в том числе проводить таможенное оформление товара.
Кроме того, суд пришел к выводу, что установленный в обжалуемом постановлении запрет на производство таможенного оформления товара направлен не на исполнение требований, содержащихся в исполнительном листе (взыскание денежных средств), а на возможность совершения судебным приставом исполнительных действий (наложения ареста на имущество должника), что также не предусмотрено действующим законодательством.
Что касается информирования пристава о факте вывоза должником своего товара, то в соответствии со ст. 10 ТК РФ любая информация, полученная таможенными органами, может использоваться исключительно в таможенных целях и таможенные органы не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных ТК РФ и иными федеральными законами (постановление ФАС Московского округа от 16.08.2010 № КА-А40/9582-10 по делу № А40-161104/09-154-1083).
Буква закона
Федеральный закон «Об исполнительном производстве»
Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя
1. Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
2. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
3. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.