На сайте финансового ведомства размещен проект изменений в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
Специалисты Минфина России обычно придерживаются позиции, что при наличии нормативных противоречий более поздние по времени ПБУ имеют преимущество по сравнению с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение). Однако эту позицию можно было оспорить в суде. Ведь в п. 3 Положения говорится, что всю нормативку по бухучету Минфин России разрабатывает на основании Закона о бухучете и Положения.
Похоже, полемике скоро будет положен конец: изымается данная ссылка на Положение. А в пункте 32 может появиться новый абзац, согласно которому при составлении отчетности организация будет руководствоваться Положением, если иное не установлено другими ПБУ. В результате Положение, приравниваемое по статусу к ПБУ, официально уступит пальму первенства другим ПБУ.
Ряд изменений призван привести Положение в соответствие с действующими ПБУ и Планом счетов. Например, предполагается изъять п. 50—53 , некогда регулировавшие учет МБП. Норму п. 68 об учете дооценки на счете добавочного капитала собираются распространить на все внеоборотные активы.
Интересно, что из Положения хотят убрать такие понятия, как расходы и доходы будущих периодов. Причем п. 81 Положения планируется убрать совсем, а п. 65 значительно изменить.
Существенные изменения в проекте касаются создания резервов. В действующей редакции п. 72 Положения говорится о возможности создания резервов в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки отчетного периода. В запланированной редакции п. 72 говорится о необходимости создания резервов в случаях, когда организация имеет обязательства по осуществлению затрат в будущем. По сути, право выбора заменяется обязанностью. Из открытого перечня резервов планируется убрать резервы на ремонт основных средств, на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства, на предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в прокат. Ведь по данным затратам организация не имеет обязательств перед другими лицами.
Если проект станет официальным документом, тогда у организаций не будет права на создание резервов сомнительных долгов: они обязаны будут создавать резервы в случае признания «дебиторки» сомнительной. Таковой будет считаться не только задолженность, не погашенная в срок при условии отсутствия соответствующих гарантий, но и задолженность, которая с высокой степенью вероятности не будет погашена в срок. Причем полную инвентаризацию всей «дебиторки» организации для создания резерва не нужно будет делать.
Согласно проекту в случаях, предусмотренных законодательством РФ, организация вместе с бухгалтерской отчетностью будет публиковать не позднее 1 июля (сейчас — 1 июня) года, следующего за отчетным, аудиторское заключение целиком, а не только его итоговую часть.