Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в III квартале снизился по сравнению с предыдущим кварталом на 4 п.п. По оценке Росстата, на снижение показателя повлияло прежде всего ухудшение субъективного мнения населения относительно ожидаемых и произошедших изменений в экономике, а также изменений в личном материальном положении.
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу снизился по сравнению с II кварталом 2010 г. на 9 п.п. Ухудшение экономической ситуации в России в течение следующих 12 месяцев прогнозируют 24% респондентов против 17% в II квартале 2010 г. Положительных изменений в экономике страны в течение следующих 12 месяцев ожидает 21% опрошенных против 27% в II квартале.
Отметим, что доля респондентов, отрицательно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, составила 35% респондентов против 31% в II квартале 2010 г., доля положительных оценок снизилась соответственно с 23 до 21%.
Наряду с негативными тенденциями в экономике все больше россиян отмечают ухудшение собственного материального положения. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении снизился до –9% против –8% в II квартале 2010 г. Доля респондентов, считающих, что их материальное положение в течение года улучшилось, уменьшилась с 17% в II квартале 2010 г. до 15% в III квартале 2010 г. Около 28% респондентов отмечают, что их материальное положение ухудшилось.
Вместе с тем на 5 п.п. снизился и индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении. Улучшения материального положения в течение следующих 12 месяцев ожидают 12% респондентов (в II квартале — 15%). Ухудшение материального положения прогнозирует 18% респондентов против 13% в II квартале.
Около 93% россиян, опрошенных статистическим ведомством, считают, что цены на основные товары и услуги в течение года будут расти (в II квартале — 89%). При этом 81% респондентов против 73% в II квартале 2010 г. полагают, что доходы их семьи возрастут меньше, чем цены на основные товары и услуги.