Меры таможенного регулирования, принимаемые Правительством РФ для развития отечественной легкой промышленности, недостаточно эффективны. В этом уверен директор Департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга России Олег Кащеев. По его словам, российская система импортных тарифов не защищает должным образом производителей готовой продукции. Чтобы решить проблему, нужно применить практику зарубежных стран о введении повышенных таможенных пошлин на готовую продукцию относительно их уровня на сырье и полуфабрикаты.
В отличие от мировой практики для российской системы импортных тарифов характерна недостаточно высокая степень повышения ставок в зависимости от степени переработки ввозимой продукции, ограничивающая возможности эффективной защиты отечественных производителей готовой продукции», — заявил О. Кащеев на расширенном совместном заседании Комитета Торгово-промышленной палаты и Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по текстильной и легкой промышленности. Он полагает, что, установив высокую разницу между тарифами на сырье и тарифами на готовый товар, государство окажет эффективную поддержку отечественному производителю готовой продукции. В развитых странах уровень тарифов на полуобработанные продукты превышают тарифы на сырье в 2,5—3,5 раза, а на готовые изделия — в 4—15 раз. Механизм эскалации тарифов особенно активно используется для стимулирования развития высокотехнологичных обрабатывающих производств.
Текстильному производству не хватает сырья
О. Кащеев напомнил, что в рамках работы по формированию эффективной тарифной системы руководство страны приняло ряд мер, направленных в том числе на рост конкурентоспособности в сегменте легкой промышленности. Чтобы уменьшить уровень технической и технологической отсталости отечественных предприятий от зарубежных конкурентов на территории РФ, установлена нулевая ставка ввозных таможенных пошлин и отменен налог на добавленную стоимость. По данным Минпромторга, в настоящий момент доля оборудования в станочном парке отрасли, эксплуатируемого до 5 лет, составляет около 2,5%, 6—10 лет — 23,5, 11—20 лет — 55, более 20 лет — 19%.
Развитию отечественной текстильной промышленности мешает зависимость от импортируемого сырья. В стране практически отсутствует производство хлопкового волокна, полиэфирных волокон и нитей, термоэластопластов, полиуретана, натурального шелка, мериносной и тонкой шерсти. Производство химических волокон и нитей в России не превышает 46% потребности в них отечественных предприятий.
На закупку материалов за рубежом российские текстильные фабрики тратят огромные суммы. В 2009 г. импорт сырья для легкой промышленности составил 2,2 млрд долл., в том числе хлопка-волокна было ввезено на сумму 183,2 млн долл., пряжи — на 141 млн, химических нитей — на 346,6 млн, химических штапельных волокон — на 343,2 млн, тканей — на 1002,1 млн долл.
Чтобы снизить расходы отечественных заводов, руководство страны отменило ввозные таможенные пошлины на хлопок-волокно, обработанный кожевенный полуфабрикат (дубленую кожу), а также на отдельные виды химических волокон, нитей и материалов. Для дальнейшего решения проблемы по обеспечению отрасли качественными сырьевыми ресурсами О. Кащеев предложил сохранить достаточно высокие экспортные пошлины на отечественное сырье и полуфабрикаты и обнулить импортные пошлины на сырье и материалы, не производимые в России. Прежде всего нужно налаживать выпуск льна, шерсти, кожи, меха, химических волокон и нитей, вискозы. То есть тех видов сырья, для производства которых в России есть ресурсы и условия.
Обувные заводы наращивают производство
Говоря о способах давления на импортеров, представитель Минпромторга подчеркнул, что значительно увеличить или уменьшить сумму таможенных платежей можно, не изменяя уровня ставок, например за счет изменения правил определения таможенной стоимости. Этой возможностью воспользовалась Федеральная таможенная служба, которая с 1 января 2010 г. подняла индикативные цены на обувь с кожаным верхом с 11 до 20 долл.
Отметим, что увеличение минимального ценового порога для поступающей из-за границы обуви таможенники предусмотрели в так называемом профиле риска. Согласно внутренним правилам ведомства товары, стоимость которых ниже прописанной в этом документе, не должны попадать на территорию России. К нарушителям применяют меры усиленного таможенного контроля до тех пор, пока они не повысят цену до требуемого уровня. Остановить таможенников может предписание суда. Однако с учетом сезонности товара импортерам невыгодно ввязываться в долгие разбирательства.
По оценке Минпромторга, данная мера привела к росту таможенных сборов (около 220 млн долл.) и снижению импорта обуви (особенно детской). «Механизм можно совершенствовать путем привлечения к работе по данным вопросам российских отраслевых экспертов, а также за счет повышения открытости и гласности процесса формирования и утверждения индикативных цен на обувь и другие товары легкой промышленности», — полагает О. Кащеев.
По его мнению, повышение индикативной стоимости наряду с мерами по таможенно-тарифному регулированию импорта кожевенного сырья, которые способствовали увеличению качественной сырьевой базы, привело к резкому росту объемов производства обуви. Так, выпуск обуви за январь — август увеличился на 23,4%, в том числе выпуск обуви с верхом из кожи — на 22,4%.
Российские ботинки могут носить дети и военные
Чиновники уверены, что развиваться российским производителям мешают импортные конкуренты. Точка зрения большинства экспертов такова: отечественные участники рынка легкой промышленности не выдерживают борьбы с иностранными игроками из-за низкого качества продукции. Например, по мнению покупателей, у российской обуви неудобная колодка, некачественная кожа и некрасивые модели. Для развития производства на территории страны есть объективные препятствия — неблагоприятный климат, высокие и постоянно растущие тарифы на тепло- и электроэнергию, большие затраты на транспортировку, недостаток дешевой рабочей силы. Именно поэтому ведущие отечественные производители обуви заключают договоры аутсорсинга и переводят производства в Китай, Тайвань или Вьетнам.
Стать лидерами по производству обуви российские заводы могут лишь в ограниченных сегментах отрасли. Наиболее перспективна для отечественных компаний ниша детской обуви. В 2009 г. объем производства обуви для детей увеличился на 14%, в то время как в среднем по отрасли рост составил 2%. Кроме того, повысить свои позиции российские заводы могут в таких сегментах, как обувь экономкласса, обувь для армии и обувь, предназначенная для экспорта в страны СНГ.
Выпуск продукции легкой промышленности
Январь —август 2010 г. |
Август 2010 г., % к |
Январь — август 2010 г. к январю — августу 2009 г., % | ||
августу 2009 г. |
июлю 2010 г. | |||
Ткани, млрд кв. м |
2,1 |
110,9 |
104,1 |
121,9 |
Нитки хлопчатобумажные швейные,
|
118 |
115,9 |
в 2,1 раза |
125,2 |
Изделия трикотажные чулочно-носочные, млн пар |
205 |
101,1 |
136,8 |
107,6 |
Трикотажные изделия, млн штук |
90,4 |
129,1 |
113,1 |
110,3 |
Комплекты и костюмы, куртки (пиджаки) и блейзеры мужские, производственные и профессиональные, млн штук |
12,4 |
101,8 |
104,8 |
110,9 |
Пальто, полупальто, тыс. штук |
771 |
142,6 |
169,1 |
106,4 |
Костюмы, млн штук |
2,7 |
98,6 |
103,4 |
110,4 |
Куртки, млн штук |
1,3 |
114,0 |
121,0 |
111,9 |
Жесткие кожтовары, млн кв. дм |
31,8 |
75,1 |
79,9 |
87,7 |
Хромовые кожтовары, млрд кв. дм |
1,3 |
118,9 |
75,0 |
111,4 |
Чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия, из любого материала, млн штук |
7,8 |
124,8 |
85,9 |
132,4 |
Обувь, млн пар |
63,1 |
122,9 |
113,2 |
122,7 |
Источник: Росстат