На рассмотрении в Госдуме находится законопроект, устанавливающий механизм государственного контроля уровня цен на продукты питания и соотношения долей прибыли всех участников их производства.
События этого лета показали, что нормы Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», касающиеся регулирования цен на продукты питания, не работают. Например, стоимость гречки выросла в разы, но при этом никаких запретительных или ограничительных мер нет.
Законопроект устраняет недостатки действующей редакции Закона о торговле и устанавливает механизм государственного регулирования цен на продукты питания первой необходимости и контроль за соотношением долей прибыли всех участников производства продуктов питания.
С этой целью вводятся новые понятия — продовольственные товары первой необходимости и торговая наценка. К ним относятся товары, удовлетворяющие жизненные потребности организма в необходимом количестве питательных веществ (хлеб, хлебобулочные изделия, макаронные изделия, молочные продукты, мясо, мясные и колбасные изделия, рыба и рыбные изделия, подсолнечное масло, сахар, овощи, фрукты, продукты детского и диетического питания). Торговой наценкой считается надбавка к себестоимости или к оптовой и розничной цене товара, необходимая для покрытия издержек и получения средней прибыли производителями или продавцами.
Государственное регулирование цен будет осуществлять Правительство РФ путем установления предельных размеров торговых надбавок на отдельные виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия (включая товары первой необходимости) для торговых организаций (за исключением сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляющих торгово-закупочную деятельность, и организаций потребительской кооперации), а также предельных размеров удельного веса отдельных видов импортной сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Уровень предельных значений торговых наценок также определяется Правительством РФ и не превышает:
-
для производителей первичного сырья (зерна, молока, овощей и т.д.) — 45% себестоимости их производства;
-
переработчиков — 15% отпускной цены производителя сырья;
-
организаций оптовой торговли — 10% отпускной цены производителя продовольственных товаров;
-
организаций розничной торговли (включая рынки) и общественного питания — 15% отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены.
Муниципальное регулирование цен возлагается на органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с правом определять перечень отдельных видов продовольственных товаров (включая товары первой необходимости), на которые устанавливаются предельные значения торговых наценок, и свой уровень предельных значений наценок, который не должен превышать установленный Правительством РФ.
За нарушение сроков оплаты сельскохозяйственной продукции и продовольствия, передаваемых для последующей продажи, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, будут уплачивать пени в размере 1% за каждый день просрочки оплаты.