Россия ратифицировала Конвенцию об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенцию № 187), принятую на 95-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда 15 июня 2006 г.
В соответствии с положениями Конвенции № 187 (далее — Конвенция) каждое государство, ратифицирующее ее, в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве содействует созданию безопасной и здоровой производственной среды посредством разработки соответствующей национальной политики и образования органов управления, отвечающих за вопросы безопасности и гигиены труда.
Подписавшее Конвенцию государство разрабатывает, проводит, следит за выполнением, оценивает и периодически пересматривает национальную программу по безопасности и гигиене труда на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников. При этом периодичность пересмотра национальной программы Конвенцией не установлена, а значит, эти вопросы каждое государство будет решать самостоятельно. По сути своей Конвенция является рамочным соглашением, не содержащим жестких конкретных требований к подписавшим ее государствам. Конвенцию можно назвать не требованиями, а методичкой по обеспечению безопасности и гигиены труда.
Фигурирующее в Конвенции понятие «безопасность и гигиена труда» по содержанию и контексту использования соответствует понятию «охрана труда», применяемому в трудовом законодательстве России.
Система государственной политики в сфере охраны труда в России выстраивается исходя из Трудового кодекса, а ряд соответствующих требований конкретизируется в отдельных федеральных законах и санитарных нормах и правилах (причем часть этих правил устанавливает общие требования к гигиене и безопасности труда, а часть посвящена регулированию особенностей работы отдельных профессий). Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В статье 210 ТК РФ определены основные направления государственной политики в области охраны труда.
Таким образом, ратификация Конвенции фактически не возлагает на Россию ни организационно-правовых, ни тем более финансовых обязательств по ее реализации. Этим можно объяснить относительно оперативное присоединение России к Конвенции.
Как справедливо отмечается в сообщении, опубликованном на официальном сайте Президента РФ, «существующая в Российской Федерации система управления охраной труда сходна с системой, установленной Конвенцией № 187… в законодательстве Российской Федерации, в том числе в Трудовом кодексе Российской Федерации, в полной мере реализуются положения и требования указанной Конвенции».