К сожалению, нормативное регулирование участия наследника доли в деятельности ООО до сих пор оставляет без ответа главный вопрос: дает ли наследуемая доля, переход которой не согласован с другими участниками общества, если это предусмотрено уставом, право наследнику или доверительному управляющему на участие в его деятельности? Арбитражные суды дают разные ответы...
В соответствии с п. 8 ст. 21 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если иное не закреплено в уставе общества.
Уставом может быть предусмотрено, что переход доли в уставном капитале общества к наследникам допускается только с согласия остальных его участников. Порядок получения такого согласия может быть различным.
Вступление в наследство может оказаться долгим. Когда наследник получает право на участие в обществе?
Бесправный наследник
На основании п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента госрегистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит регистрации.
Таким образом, доля в уставном капитале общества умершего участника признается принадлежащей наследникам, принявшим наследство, с момента открытия наследства. Этот подход закреплен, например, в п. 9 методических рекомендаций Научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа в целях обеспечения единообразия в толковании и применении арбитражными судами Уральского округа норм права от 19.08.2010.
ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 17.03.2009 № Ф04-1465/2009(2164-А70-16) выразился более определенно: по правилам ст. 1110, 1113, 1114, 1152 и 1176 ГК РФ при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства в день смерти гражданина. Право собственности на имущество наследодателя становится принадлежащим наследникам не в силу свидетельства о праве наследования, а в силу наследственного правопреемства.
Выходит, что наследники доли умершего участника общества вправе претендовать на согласие других участников до получения свидетельства на наследство.
Закон об ООО не запрещает наследнику доли голосовать на общем собрании участников до момента госрегистрации сведений о переходе доли в порядке наследования.
Вместе с тем, как отмечено в упомянутых рекомендациях ФАС Уральского округа, до выдачи свидетельства о праве на наследство и госрегистрации соответствующих изменений в ЕГРЮЛ состав участников общества является неопределенным.
Таким образом, до госрегистрации сведений о переходе доли в уставном капитале общества в порядке наследования наследники, даже получив согласие общества, не имеют права:
-
участвовать в работе общего собрания;
-
голосовать и влиять на ход обсуждения вопросов, вынесенных в повестку собрания;
-
обращаться в суд для оспаривания решений общего собрания.
Спасет ли доверительный управляющий?
В пункте 8 ст. 21 Закона об ООО сказано, что до принятия наследником умершего участника общества наследства управление его долей в уставном капитале общества осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ.
В соответствии со ст. 1173 ГК РФ, если в составе наследства имеется имущество, требующее не только охраны, но и управления, учреждается доверительное управление. К такому имуществу закон относит в том числе долю в уставном капитале общества. Если наследование осуществляется при наличии завещания, в котором назначен исполнитель завещания, права учредителя доверительного управления принадлежат ему.
Каков объем полномочий доверительного управляющего? Иначе говоря, имеет ли он право голосовать на общем собрании участников, если уставом предусмотрено получение согласия участников общества на переход доли к наследнику?
Согласно п. 2 ст. 1012 ГК РФ, осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя. Доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление (п. 1 ст. 1020 ГК РФ).
Таким образом, смысл института доверительного управления в том, чтобы обеспечить охрану и управление имуществом в период, в течение которого наследник не имеет возможности самостоятельно управлять имуществом, уже перешедшим к нему по наследству.
Если устав общества предусматривает необходимость получения согласия участников общества на переход доли к наследникам, то до его получения переход доли к наследнику недействителен.
Следовательно, доверительный управляющий не правомочен в таком случае осуществлять комплекс прав, не принадлежащих владельцу доли в уставном капитале, — имущественных и корпоративных. К числу последних относятся права, вытекающие из статуса участника общества, в частности участие в управлении делами общества, включая голосование при принятии решений.
Суды в поисках истины
Однако ФАС Уральского округа считает, что до госрегистрации сведений о переходе доли в уставном капитале общества в порядке наследования управление долей, в том числе голосование на общем собрании участников, может осуществляться доверительным управляющим, действующим в интересах наследников. В своих решениях он признает голосование управляющего законным (постановление от 27.10.2009 № Ф09-8133/09-С4).
Аналогичный подход и у ФАС Восточно-Сибирского округа. Суд рассматривал иск участника ООО, в котором тот требовал признать недействительными решения общего собрания, на котором голосовал в том числе доверительный управляющий наследника доли. В иске было отказано, поскольку доверительный управляющий имел право участвовать в работе общего собрания участников общества и голосовать по вопросам повестки дня (постановления от 06.05.2010 по делу № А74-1567/2009 и от 26.04.2010 по делу № А74-1566/2009).
Между тем не все суды согласны с этим. Например, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 14.03.2006 № Ф08-635/2006 пришел к иному выводу.
В статье 1171 ГК РФ установлено, что доверительное управление применяется нотариусом в числе других необходимых мер по охране наследства и управлению им, предназначено в качестве меры для защиты прав наследников, отказополучателей и других заинтересованных лиц. Возможности доверительного управления наследственным имуществом ограниченны, управляющий не вправе управлять долями путем голосования на общих собраниях, распоряжаться имуществом путем заключения различных сделок.
Поскольку в уставе общества был предусмотрен переход долей к наследникам участников общества только с согласия остальных его участников, права по управлению делами общества, вытекающие из обладания долями в обществе, могут осуществлять лишь наследники, получившие такое единогласное разрешение.
ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 31.08.2010 по делу № А29-10522/2009 также признал голосование доверительного управляющего при избрании гендиректора общества не охранительными, а распорядительными действиями. То есть незаконными и не соответствующими статусу управляющего наследственным имуществом.
ФАС Московского округа в постановлении от 23.05.2006 № КГ-А40/3275-06 вообще отказал доверительному управляющему в праве участвовать в деятельности общества. Он отметил, что договор доверительного управления, заключенный с нотариусом, предполагает только переход прав и обязанностей участника общества по управлению переданным имуществом, но не право на участие в управлении обществом, которое в соответствии со ст. 32 Закона об ООО имеют лишь участники общества.
Допуск — в руках общества
Итак, позиции судов относительно правомочий доверительного управляющего наследуемой доли противоречивы.
Право на участие в деятельности общества (в том числе голосование на общем собрании, обжалование его решений и проч.) связано не с правом на долю, а с фактом участия в обществе. Пока наследник доли не получит согласия других участников общества на ее переход и в ЕГРЮЛ не внесены соответствующие изменения, он не является участником общества. А значит ни он, ни доверительный управляющий не может принимать участия в деятельности общества.
Если же устав не содержит требований о необходимости получения согласия участников общества на переход доли к наследникам, то наследник, получивший ее в порядке правопреемства, становится не только ее собственником, но и приобретает статус участника. Специального акта о его принятии в число участников общества не требуется, общество лишь уведомляется о факте перехода доли в порядке наследования. Данный вывод находит подтверждение в Определении ВАС РФ от 05.05.2010 № ВАС-3726/10.
Буква закона
Гражданский кодекс РФ
Пункт 2 ст. 1012
Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя.
Пункт 1 ст. 1020
Доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление.