В начале нового года всегда подводятся итоги прошедшего, определяются ориентиры, по которым пойдут в будущее страна, общество, экономика. Примечательна сегодняшняя кар тина подведения итогов.
И примечательна она прежде всего тем, что власть впервые так самовлюбленно, можно сказать, с надрывом говорит о том, что все у нас хорошо. Да, есть трудности, есть недостатки, не все так просто было в экономике, чтобы ожидать радужного результата. Но ведь и явных про валов не было. Темпы роста-де неплохие, средства Стабилизационного фонда растут, с долгами рассчитываемся.
Власть себя хвалит. А как оценивает ее действия народ? Народ, можно считать, поставил власти «неуд». Количество россиян, недовольных положением дел в стране, чуть ли не вдвое больше, чем довольных. Конечно, на такую оценку повлияли трагедия в Беслане, катастрофы в воздухе, непрекращающиеся криминальные разборки, коррумпированность властных структур, плохо организованная кампания по монетизации льгот.
Нельзя, разумеется, сбрасывать со счетов, что у каждого своя точка отсчета, свои критерии оценки. Но все же общий социально-экономический фон не располагает к благостным выводам. Правда, многие до сих опираются на показатели, берущие свое начало в далеких прошлых столетиях: столько-то добыто нефти, выплавлено стали, заготовлено леса, угля..
Однако количественные оценки экстенсивного развития вряд ли применимы сегодня.
Постиндустриальное общество измеряет успехи социально-экономического развития не кубометрами, тоннами, километрами, а состоянием образования, здравоохранения, культуры, продолжительностью жизни, доходами на душу населения, то есть индексом развития человеческого потенциала. А по этому критерию мы с 63-го места в 2003 году переместились лишь на вряд ли уж столь почетное 57-е место из 177 наблюдаемых экспертами ООН стран.
Но и эти показатели уже недостаточны для XXI века. Более информативны на сегодня показатели со- стояния в стране социального капитала, в котором учитываются социально- политическая стабильность, законность и поря- док, защищенность от коррупции, дифференциация доходов, взаимное доверие. Социальный капитал посчитать не очень-то легко. И все же очевидно, что многие его составляющие у нас не просто очень низки, но со знаком «минус». О какой экономике знаний можно говорить сегодня при постоянной «утечке мозгов» из страны? О каких инвестициях в современные технологии можно мечтать при огромном бегстве капитала? О какой социальной стабильности свидетельствует гигантский разрыв между оценками населением деятельности Президента страны и всех остальных властных структур? А ужасающий уровень коррупции, неверие населения в справедливость суда? А массовая нищета, бедность жителей России, имеющей богатейшие природные ресурсы?
Поэтому-то главный за- дачей для нас должно стать формирование социально- го капитала. И никакое удвоение ВВП, удесятерение выбиваемых из компаний налогов и прочие традиционные средства здесь не помогут.
Нужны конкретные, зримые, хорошо про- считываемые оценки достигнутого в деле борьбы с бедностью, работы по повышению качества жизни. Нужны ясные, понятные обществу, четко реализуемые программы улучшения демографической ситуации, повышения престижа профессий работников социальной сферы, борьбы с терроризмом, коррупцией, совершенствования распределения доходов, улучшения деятельности властных структур.
В 2005 году России край- не необходимо добиться существенного приумножения социального капитала, создания условий для реализации человеком своих творческих способностей, полного использования интеллектуального потенциала. Причем использования там, где он хотел бы работать, где получает удовольствие от работы, где при- носит наивысшую пользу и себе, и обществу, своему предприятию, своей малой и большой Родине.
В 2000 году 36% опрошенных считали, что уходящий год для России по сравнению с предыдущим был лучше, а 25% — был хуже. В 2004 году пессимистические оценки преобладали — лишь 16% полагают, что прожитый год был лучше предыдущего, а 26% — что хуже.
(Фонд «Общественное мнение»)
Россиян становится все меньше
Население России самое большое в Европе (1992 г. — 148,3 млн человек). С тех пор его численность непрерывно сокращается. Проведенная в октябре 2002 г. перепись учла 145,2 млн жителей России. За время после переписи постоянное население страны сократилось еще на 1,2 млн человек и составило на 1 января 2004 г. 144 млн.
Ничего обнадеживающего не приносят и прогнозы. Все они указывают на то, что население России будет продолжать сокращаться. В частности, по «среднему» варианту самого последнего прогноза ООН к 2050 г. численность населения страны сократится по сравнению с 2000 г. примерно на 30% и составит 101,5 млн человек. Примерно к таким же результатам приходят и российские ученые.
В России лишь треть образованных научилась зарабатывать и, наоборот, только треть умеющих зарабатывать достаточно образованны. Такое общество далеко отстоит от идеалов стабильного и экономически эффективного социума, основанного на знаниях, где наличие высшего образования служит достаточно прочной гарантией занятости и относительно высоких доходов.
(Из Доклада о развитии человеческого
потенциала в Российской Федерации за 2004 год)