Что выгоднее: сомнительная экономия на налогах за счет трансфертных цен или длительные споры с налоговыми органами, — крупным компаниям (и не только им) предстоит определиться. Беда в том, что те предприятия, которые даже и не помышляли об уходе от налогообложения, тоже будут доказывать соответствие применяемых ими цен рыночным, причем в гораздо большем количестве случаев, чем сейчас. Эту обязанность на них может возложить Налоговый кодекс, если законопроект, подготовленный Минфином, станет законом.
Благодаря планомерной борьбе правительства с оптимизацией налогообложения, которую предприятия еще недавно проводили путем создания промежуточных звеньев в цепочках закупок и реализации в низконалоговых регионах, о проблемах трансфертного ценообразования, казалось бы, можно было и забыть. Внутренних офшоров в России давно нет, связываться с внешними — себе дороже. Но остался нерешенным вопрос внутренних цен, применяемых холдингами, и в самом скором времени его решат.
С точки зрения управления компанией, регулируя внутренние цены, руководство холдинга может стимулировать развитие того или иного направления деятельности.
Приведем простой пример.
Основной вид деятельности компании — производство продукции, реализуемой конечным потребителям. Дочерние предприятия занимаются транспортными перевозками, рекламой, оказывают консультационные услуги (как внутри компании, так и на сторону).
Несмотря на рыночные отношения внутри компании, она остается единым бизнесом, и предприятия, входящие в холдинговую структуру, заинтересованы получать продукцию, работы и услуги от остальных участников холдинга по льготной цене.
В идеальном случае (идеальном холдинге) смежники устанавливают внутренние цены самостоятельно, на договорной основе (естественно, условия при этом должны быть лучше рыночных). Но зачастую тон задает руководство холдинга, сосредоточивая внимание на центре прибыли и устанавливая цены, исходя из интересов головного предприятия.
Все разумно и логично: меньше прибыль у смежников — больше у производителя конечной продукции.
Какая разница, кто платит налоги?
Хотя, с точки зрения налоговиков, разница, конечно, есть. Производственный цикл бывает весьма длинным, а полуфабрикат, к примеру, уже произведен и головному предприятию продан. И налог с него следует заплатить не условный, как цена его продажи, а самый что ни на есть настоящий.
Опять же существует опасность, что компания суперприбыли на выходе не покажет, реализовав, к примеру, продукцию через фирму, применяющую специальный налоговый режим. Так что в интересах
бюджета следует проверить соответствие применяемых внутри холдинга цен рыночным и по максимуму собрать налоги, не дожидаясь, пока конечный продукт дойдет до потребителя.
Однако статьи 20 и 40 НК РФ, определяющие порядок действий проверяющих, не очень их устраивают. И случаев, когда можно проконтролировать соответствие применяемых холдингами цен рыночным, не так много, и тот факт, что цена не соответствует рыночной, налоговики еще должны доказать.
Ситуацию решил исправить Минфин: главным финансовым ведомством страны подготовлен законопроект, предусматривающий внесение поправок в статьи 20 и 40 НК РФ.
Как и прежде, налоговики будут вправе проверять правильность применения цен при совершении сделок между взаимозависимыми лицами. Причем перечень критериев, по которым участники сделки могут быть признаны таковыми, планируется существенно расширить.
Так, суд, исследовав фактические обстоятельства, вправе, например, признать для целей налогообложения взаимозависимыми организацию и участников простого товарищества, когда хотя бы один из участников простого товарищества непосредственно и (или) косвенно участвует в этой организации, доверительных управляющих, если одно и то же третье лицо является учредителем доверительного управления по обоим договорам доверительного управления имуществом.
Но самая главная «радость» для предприятий соки будут обязаны предоставить налоговому органу массу информации, в том числе сведения об условиях сделки, включая условия и сроки платежей, об используемых налогоплательщиком, являющимся стороной контролируемой сделки, активах, о функциях, выполняемых им, о принимаемых им рисках, обосновать применяемые методы определения цены, а также те методы, которые могли быть, но не были использованы, — перечень является открытым.
Налоговики, в свою очередь, оценят, насколько примененная налогоплательщиком цена вписывается в диапазон между минимальным и максимальным уровнем рыночных цен (который определят сами). При наличии отклонений налоговый орган будет вправе произвести доначисление налога и пеней.
Пока проект находится на стадии согласования, не внесен в Госдуму, а потому можно ожидать, что положения закона «на выходе» будут несколько отличаться от заявленных Минфином. Именно на это сослались представители последнего, наотрез отказавшись комментировать подготовленные поправки.
Но в том, что статьи 20 и 40 Налогового кодекса в скором времени изменятся, сомневаться не приходится.