Год от года растет число наших соотечественников, выезжающих за рубеж. Ктото едет учиться, кого-то влекут дела, а кем-то безудержно овладела, говоря словами классика, охота к перемене мест. Но есть нечто, роднящее всех отбывающих в дальние края, — необходимость приобретения полиса медицинского страхования.
Собрался, к примеру, житель Санкт-Петербурга в выходные дни покататься на лыжах с финскими друзьями. Вот она, Финляндия, рукой подать! Купил билет, купил страховку и дуй в консульство за визой, благо что это самое Генеральное консульство Финляндии тут же, в Питере, и находится. Просто? Как бы не так!
Подавляющее большинство полисов приобретается выезжающими частным порядком, и за этих «неорганизованных» туристов идет настоящая борьба страховщиков.
Вот стайка страховых агентов пасется перед входом в консульство, ястребиным взглядом отслеживая возможного клиента. Деликатности тут не место: как только потенциальный страхователь появляется в поле зрения, его с беспардонностью привокзальных цыганок хватают за руки и предлагают купить страховку. Полис ему выпишут тут же, в припаркованной рядом машине или на лавочке (самый цивилизованный случай — микроавтобус с фирменной символикой).
Обеспокоенное беспределом у собственных дверей, консульство решило навести порядок... силовыми методами. В середине августа 2004 года оно разослало страховщикам письмо, в котором в категорической форме предупредило, что будет лишать аккредитации те страховые компании, чьи сотрудники станут продавать полисы медицинского страхования на улице у здания визового отдела и в припаркованных рядом микроавтобусах.
Как рассказывает генеральный директор СК «Гайде» Татьяна Гай, страховщиков это послание немало озаботило. Во-первых, под ударом рисковали оказаться практически все, кто работал на финском направлении: методика общения с клиентом у всех примерно одинаковая. Во-вторых, вопросы вызывала сама законность такого намерения со стороны финского консульства.
Первой пострадала страховая компания «РЕСО-Гарантия», за ней в короткие сроки последовали еще двенадцать (!) компаний.
Содержание «черных меток», рассылаемых консульством, было одинаково лаконично и одинаково абстрактно: компании сообщалось, что она лишилась аккредитации в связи с тем, что ее агенты продавали медицинские полисы на улице непосредственно у здания визового отдела. Некоторым еще вменялось в вину, что их агенты оказывают неправомерные дополнительные услуги. При этом — ни одной конкретной претензии!
Примечательно, что таинственная и, говоря откровенно, незаконная аккредитация была отозвана у самых крупных на питерском рынке компаний. А были ли такие, кого финны не тронули? Безусловно. По словам начальника отдела маркетинга и рекламы СК «Русский мир» Евгения Гуревича, «не пострадал только тот, кто практически не работал».
Это странное противостояние длилось три месяца: российские страховщики униженно вопрошали, что конкретно им надо сделать, чтобы реабилитироваться, а финское консульство высокомерно отмалчивалось и готовилось к переезду на Преображенскую площадь.
Наконец оно нехотя разродилось требованием: никакой уличной торговли у нового здания быть не должно — продажа полисов исключительно в офисах. Только на таких условиях страховщикам дадут аккредитацию.
И компании в спешном порядке бросились искать место под офисы. Поднялся такой ажиотаж, что цена на квадратный метр помещений в районе Преображенской площади выросла в 15 раз!
Итак, финское консульство с 24 ноября стало работать на Преображенской площади, а страховые компании к этому времени обзавелись мини-офисами в окрестных зданиях. Но прошло какое-то время, поулеглись страсти, в приобретенных за немалые деньги и отделанных офисах скучают сотрудники, а торговля полисами по-прежнему идет на улице. Так сподручнее…
Цена вопроса
Ежегодно порядка полутора миллионов россиян посещают Финляндию.
Причем половина из них выезжают из Санкт-Петербурга или транзитом через него. Стоимость медицинской страховки для Финляндии рассчитывается исходя примерно из одного доллара в день при минимальной страховой сумме 15 тыс. дол. Если же страховое покрытие больше, то возрастает и цена страховки.
Наша стравка
Российское законодательство почти не регламентирует место и условия продажи страховых услуг. Страховой агент может подписать договор хоть на табуретке на даче у клиента или же на капоте застрахованного автомобиля. Единственное исключение сделано для ОСАГО: страховщик и его представители должны располагаться в приспособленных помещениях, а также запрещена продажа таких полисов на территории госорганов, то есть ГАИ.