Важнейшей особенностью проекта бюджета на 2011—2013 гг. стало постепенное снижение уровня расходов (в процентах от ВВП) на фоне увеличения затрат на модернизацию экономики. Минфин призывает предприятия и граждан затянуть пояса, чтобы снизить дефицит бюджета. Ученые советуют отказаться от политики снижения расходов в условиях кризиса и предлагают иные источники средств для модернизации.
Cитуацию осложняет новая волна социальных расходов, неизбежная по мере приближения очередного раунда президентских и парламентских выборов. По словам главы Комитета Совета Федерации по бюджету Виктора Бушмина, социальная составляющая бюджета больше, чем в предыдущие годы: «Я бы сказал, она больше, чем мы могли бы себе это позволить».
Министерство финансов, откупорившее государственную заначку во время кризиса, теперь предлагает всем россиянам жить по средствам и снизить за три года дефицит бюджета с 3,6% ВВП в следующем году до 2,9% валового продукта в 2013-м.
Усилия главного финансового ведомства в целях бюджетной экономии неизбежно должны были войти в противоречие с задачей модернизации экономики, декларируемой президентом. На перевод отечественной экономики на инновационный путь развития заинтересованные госведомства уже запросили 1,6 трлн руб., которые в основном будут расходоваться по каналам федеральных целевых программ.
Чтобы найти потребные суммы, руководство Минфина решило срезать расходы, предназначенные для финансирования выравнивания социально-экономического положения регионов. А самое главное — предложило изменить долговую политику, проще говоря, занять на внутреннем рынке порядка 1,5 трлн руб., которые пойдут на модернизацию экономики.
Эксперты Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, сделавшие независимую экспертизу проекта бюджета на 2011—2013 гг., подчеркивают ошибочность идеологии сокращения госрасходов в условиях выхода страны из кризиса. Подобный подход противоречит мировой практике бюджетного планирования, считает академик РАЕН Владимир Слепов.
Большинство стран — членов ОЭСР увеличивает размер бюджетного дефицита, чтобы не затормозить развитие своих экономик, которые только-только пошли на поправку. На ежегодном собрании Всемирного банка и Международного валютного фонда отмечалось, что возобновившийся экономический рост очень неустойчив. Увеличение безработицы и ряд других негативных факторов могут затормозить положительный тренд мировой экономики. В нашей стране торможение, по оценке экспертов Центра развития ВШЭ, уже началось (более подробно см. на с. 04).
В США дефицит бюджета равняется 12,5% ВВП, в большинстве стран ОЭСР — порядка 10% ВВП. А в Китае этот показатель за последний год увеличился в девять раз.
Кроме увеличения расходов бюджета мощным источником средств для модернизации экономики, уверен аналитик Института экономики РАН Михаил Соколов, может стать амортизационная политика. Из общей суммы денежных средств 33,1 трлн руб., потраченных в прошлом году корпоративным сектором, на инвестиции в основные фонды было израсходовано только 25,4%. Остальные средства в размере 26,4 трлн руб. представляли финансовые вложения.
Чтобы включить механизмы амортизационной политики, нужно по-новому подойти к принципам формирования бюджета — на первое место поставить задачу модернизации основных фондов, а не фискальные цели. Тогда у самих предприятий появятся стимулы вкладывать деньги в развитие своего бизнеса, и Минфину не придется просить взаймы на модернизацию нашей экономики.